Navigation bar
  Print document Start Previous page
 290 of 537 
Next page End  

Нейробиологические факторы
У депрессивных детей и подростков наблюдается повышенная реакция на воздействие стресса,
что усиливает их уязвимость по отношению к депрессии. Лобные доли головного мозга играют главную
роль в процессе регулирования настроения и аффективного состояния (Stuss, Gow & Hetherington, 1992).
У младенцев, чьи матери страдают депрессией, отмечается более низкая электрическая активность
лобных долей головного мозга и более высокое содержание кортизола (гормона стресса) в слюне, по
сравнению с младенцами, чьи матери не подвержены депрессии (G. Dawson, Frey, Panagiotides, Osterling
& Hessl, 1997). Младенцы, у которых активность правой лобной доли выше, чем активность левой
лобной доли, испытывают больший дистресс в связи с одиночеством и демонстрируют меньшую
степень аффектации по отношению к своим матерям, чем те, у кого этого не наблюдается (Davidson &
Fox, 1989; G. Dawson, 1994; G. Dawson et al., 1999).
Эмоции, возникающие в результате социального взаимодействия или в процессе когнитивной
деятельности, могут стимулировать активность левой лобной доли головного мозга, тогда как
переживания, связанные с социальной отверженностью, одиночеством и состоянием негативного
аффекта могут усиливать активность правой лобной доли (Field, Fox, Pickens & Nawrocki, 1995). Эти
результаты доказывают, что влияния, которые оказывают матери на своих детей, могут вызывать
биохимические и неврологические изменения, создающие и поддерживающие устойчивые предпосылки
для депрессивного расстройства (Cytryn & Mс Knew, 1996; Post et al., 1996).
Исследования нейробиологических коррелятов депрессии у детей и подростков сосредоточены
на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси (HPA) (эндокринной системе, регулирующей
активность мозга во время реакции на стрессовое событие), структуре сна, гормоне роста, и
нейротрансмиттере головного мозга — серотонине (Armitage et al., 2000; Birmaher & Ryan, 1999).
Однако было проведено слишком мало исследований этих коррелятов у детей, а полученные результаты
носят гораздо менее убедительный характер, чем результаты, полученные при исследовании взрослых
(Birmaher et al., 1996b; Williamson, Dahl, Birmaher, Goetz & Ryan, 1995). Выводы, которые можно
сделать из исследований нейробиологических коррелятов, в основном сводятся к тому, что у
депрессивных детей и подростков может проявляться повышенная чувствительность к стрессу. Часто
повторяющаяся нейроэндокринная активация, вызванная стрессом, может повысить уязвимость
подростков по отношению к хроническим депрессивным симптомам, что, в свою очередь, может
вызвать дальнейшую чрезмерную биологическую активацию и психосоциальный стресс (Birmaher et al.,
1996b).
Влияние семьи
«Я всегда могла оправдать поведение своей дочери, — говорит мать 12-летней девочки. —
Когда ей было 10 лет, и она воевала со мной по любому поводу, я просто объясняла это трудностями
подросткового возраста. Когда она перестала заниматься гимнастикой, в которой видела смысл
своей жизни, и начала усиленно худеть, я убеждала себя, что она просто ищет свою
индивидуальность. Но когда ее лучший друг пришел ко мне и сказал, что моя дочь говорит о
самоубийстве, мне пришлось взглянуть правде в глаза. Я не перестаю упрекать себя. Могла ли я
совершить что-то такое, что вызвало депрессию? Что я могла бы сделать для ее предотвращения?»
(К. Levine, 1995, стр. 44).
Депрессия у детей и подростков может быть связана с некоторыми характерными чертами или
особенностями, присущими как родителям ребенка, так и семье в целом (Hammen, 1991). Одним из
способов, с помощью которого можно исследовать эти характерные особенности, является изучение тех
семей, где дети страдают депрессией; вторым способом служит изучение семей, где страдают
депрессией родители.
Когда дети страдают депрессией. В семьях, где есть ребенок, страдающий депрессией, к нему
проявляется более критичное отношение, его чаще наказывают, чем остальных детей в семье. По
сравнению с семьями, где нет депрессивных детей и подростков, в тех семьях, где они есть, отмечается
больше раздражения, конфликтов, больше контроля за детьми, недостаток общения, отношения
характеризуются чрезмерной напряженностью и сложностью, а дети получают меньше теплоты и
поддержки (Chiariello & Orvaschel, 1995; Lewinsohn, Roberts et al., 1994; Stein et al., 2000). Члены таких
семей часто переживают сильные стрессы, расстройства, супружеские ссоры и испытывают недостаток
Hosted by uCoz