Navigation bar
  Print document Start Previous page
 294 of 537 
Next page End  

того, как она перерезала ножом себе вены; до этого она находилась в подавленном, раздраженном
состоянии, плохо контролировала свое поведение дома. Образ мыслей Литы и ее рассуждения носили
искаженный характер. Весь ее вид выражал такое глубокое чувство безнадежности, что казалось,
она может провести в госпиталях всю оставшуюся жизнь.
К счастью, это оказалось не так. С ней начали проводить когнитивно-бихевиоральную
терапию, в основе которой лежит выработка правильной аргументации, развитие более позитивного
представления о собственной личности и методы, помогающие ослабить влияние неблагоприятных
семейных факторов. Она также прошла курс лечения антидепрессантами. Год спустя Лита энергично
и возбужденно вошла в наш кабинет
для контрольного собеседования. «Я никогда не думала, что
захочу когда-нибудь снова встречаться со своими друзьями и все начать заново. Изредка я впадаю в
печаль, но это состояние не овладевает всей моей жизнью» (Адаптировано из Oster & Montgomery,
1995).
Разнообразные сопутствующие расстройства, взаимодействие факторов, вызывающих различные
нарушения, и рецидивы депрессивного состояния требуют комбинированных подходов в лечении с
акцентом на поддержание результатов лечения и предотвращение рецидивов заболевания (Hammen,
Rudolph, Weisz, Rao & Burge, 1999; Kazdin & Marciano, 1998). Когнитивно-бихевиоральная терапия,
которая применялась в случае Литы, демонстрирует самые краткосрочные и самые долгосрочные
успехи в лечении, примерно 70% детей и подростков с депрессией поддаются лечению именно этим
методом (Clarke et al., 1999; Kaslow & Thompson, 1998; Reinecke, Ryan & DuBois, 1998). Когнитивно-
бихевиоральная терапия также более эффективна по сравнению с семейной терапией непрямого
назначения (nondirective supportive therapy) в лечении симптомов депрессивного расстройства (Brent et
al., 1997). Кроме того, было выявлено, что применяемая в качестве поддерживающей терапии после
ремиссии от депрессивного расстройства, когнитивно-бихевиоральная терапия снижает вероятность
возникновения рецидивов (Kroll, Harrington, Jayson, Fraser & Gowers, 1996). Несмотря на то что
когнитивно-бихевиоральная терапия представляет собой эффективный способ лечения, мы все еще не
знаем, связаны ли улучшения состояния у депрессивных пациентов после проведенного лечения с
изменениями их когнитивных искажений, которые предполагалось исправить с помощью указанной
терапии (Kolko, Brent, Bougher, Bridge & Birmaher, 2000)
Несмотря на сообщения об успешном применении антидепрессантов в клинических
исследованиях, контрольные испытания, в основном, не подтвердили эффективность использования
данных препаратов в лечении детей, по сравнению с тем, насколько они эффективны для лечения
взрослых (В. Geller, Reising, Leonard, Riddle & Walsh, 1999). Также для лечения депрессии успешно
применяются методы, которые придают особое значение родительскому участию, улучшению
межличностных взаимоотношений, повышению социальной и учебной активности (Birmaher, Ryan,
Williamson, Brent & Kaufman, 1996a; Kovacs, 1997).
К несчастью, несмотря на то что существуют эффективные терапевтические методы лечения,
многие дети и подростки, страдающие депрессией не получают помощи. Среди подростков,
представляющих достаточно репрезентативную статистическую выборку, лечение прошли только 20-
30% молодых людей в возрасте 14-18 лет с диагнозом депрессии (Lewinsohn et al., 1991). При изучении
случаев самоубийств среди подростков было выявлено, что большинство из них страдало депрессивным
расстройством, и только 7% из них прошли лечение до совершения ими суицида (Brent et al., 1988).
Раннее развитие депрессивного расстройства подвергает детей и подростков большому риску
возникновения у них многочисленных эпизодов тяжелой депрессии на протяжении последующей
жизни. Поэтому решающим моментом является то, что к лечению нужно приступать как можно раньше;
ранние и энергичные вмешательства применяются для того, чтобы уменьшить продолжительность
депрессивного эпизода, предотвратить будущие эпизоды, минимизировать ассоциированные
нарушения, касающиеся функционирования в целом, и снизить риск суицида. Обзор основных методов
лечения депрессии у детей и подростков представлен в табл. 8.4.
Таблица 8.4. Методы лечения депрессии у детей и подростков
Бихевиоральная
терапия
Направлена на выработку таких способов поведения, с помощью
которых достигается положительное подкрепление и снижается
возможность получения наказания со стороны окружения. Может
включать в себя обучение навыкам общения и умению справляться с
психологическими трудностями, также обучает навыкам преодоления
Hosted by uCoz