Navigation bar
  Print document Start Previous page
 302 of 537 
Next page End  

функционирования. Симптомы должны проявляться в течение, по крайней мере, 4 дней, и вызывать
четко выраженные изменения состояния, которые нетипичны для человека в отсутствие симптоматики.
Однако не наблюдается заметного ухудшения состояния, при котором необходима госпитализация, или
выраженных психотических симптомов; в противном случае ставится диагноз маниакального эпизода.
(Источник: DSM-IV-TR 2000 by АРА.)
Таблица 8.6. Подтипы биполярных расстройств
- Биполярное расстройство I типа
Форма биполярного расстройства, характеризуемая одним или более маниакальным или
смешанным эпизодом, которые обычно сопровождаются эпизодами общей депрессии.
- Биполярное расстройство II типа
Форма биполярного расстройства, характеризуемая одним или более тяжелым депрессивным
эпизодом, которые сопровождаются, по крайней мере, одним эпизодом гипомании.
- Циклотимическое расстройство
Для детей и взрослых циклотимия диагностируется в том случае, если наблюдались, по крайней
мере, в течение 1 года (2-х лет у взрослых) многочисленные периоды проявлений симптомов
гипомании, не подпадающих под описание эпизода мании, и многочисленные периоды проявлений
депрессивных симптомов, не отвечающих критерию эпизода тяжелой депрессии. Симптомы должны
присутствовать большую часть времени в течение 1 года и вызывать значительный дистресс или
ухудшение состояния. Отсутствие симптомов в этот период должно длиться не более двух месяцев
подряд.
(Источник. DSM-IV-TR 2000 by АРА.)
Характерные стадии развития мании описаны для взрослых людей. Вначале у больного может
отмечаться эйфория, усиление психомоторной активности и перепады настроения. Раздражительность,
хаотически меняющиеся мысли, дисфория и дезорганизация характеризуют вторую стадию. В конце
концов возникает нарушенное, спутанное мышление и появляются психотические симптомы.
Значительные по своим проявлениям депрессивные симптомы могут предшествовать, сопутствовать
и/или следовать за манией в пределах одного и того же эпизода. Депрессивные эпизоды,
присутствующие в биполярном расстройстве у взрослых, обычно включают психомоторную
заторможенность, попытки суицида и психотические симптомы (Jamison 2000).
Наоборот, у детей и подростков, у которых возникает маниакальный эпизод, часто отмечаются
нетипичные симптомы (Biederman et al., 2000; Bowring & Kovacs, 1992). Такие проявления, как
перепады настроения, психомоторное и психическое возбуждение, могут носить неустойчивый
характер и наблюдаются не во всех случаях. Раздражительность, агрессивность и смешанные
маниакально-депрессивные симптомы возникают чаще, чем эйфория. В отличие от взрослых,
социальное окружение оказывает сдерживающее влияние на дерзкое, безрассудное поведение детей.
Такое поведение обычно подразумевает неприятности в школе, драки, игры, сопряженные с
опасностью, и несоответствующее возрасту сексуальное поведение. Таким образом, нужно отличать
классические симптомы мании, к которым относится бред величия, психомоторное возбуждение и
безрассудное поведение, от тех симптомов, которые характеризуют наиболее распространенные
расстройства детского возраста, например синдром гиперактивности и дефицита внимания. Кроме того,
такие симптомы следует отличать от обычного поведения ребенка, связанного с хвастовством,
воображаемыми ролями, сверхактивностью и детскими заблуждениями (American Academy of Child and
Adolescent Psychiatry [AACAP], 1997).
Каким образом выражаются некоторые из наиболее значительных проявлений мании у
подростков, страдающих биполярным расстройством? Во время маниакального эпизода подростки
демонстрируют настойчивую убежденность в правильности и важности своих идей. У подростков могут
отмечаться нарушения, связанные с процессом мышления, — нелогичные, стойкие убеждения, которые
управляют их действиями. Бред величия приводит к неспособности трезво оценивать обстановку и к
импульсивному поведению (Jamison, 1997). Одно из наиболее распространенных проявлений бреда
величия у детей и подростков с биполярным расстройством заключается в том, что они назойливо
поучают преподавателей, как следует проводить уроки в классе. Это может стать настолько
невыносимым, что преподаватели бывают вынуждены обращаться за помощью к родителям, чтобы те
повлияли на своих детей. Подростки, страдающие биполярным расстройством, уверенные в том, что их
учат неправильно, могут даже намеренно пропускать какие-то занятия, действуя согласно своему
Hosted by uCoz