Navigation bar
  Print document Start Previous page
 308 of 537 
Next page End  

Расстройство настроения (mood disorder)
Дисфория (disphoria)
Ангедония (anhedonia)
Мания (mania)
Эйфория (euphoria)
Анаклитическая депрессия (analitic depression)
Большое депрессивное расстройство (MDD, major depression disorder)
Дистимическое расстройство (DD, dysthymic disorder)
Двойная депрессия (double disorder)
Депрессивный когнитивный стиль (депрессогенные когниции) (depressogenic cognetions)
Внутренняя, устойчивая и глобальная атрибуции (internal, stable, and global attributions)
Негативная когнитивная триада (negative cognitive trade)
Негативные когнитивные схемы (negative cognitive schemata)
Модель предрасположенности и стресса (diathesis-stress model of depression)
Регуляция эмоций
Биполярное расстройство I типа (bipolar I disorder)
Биполярное расстройство II типа (bipolar II disorder)
Циклотимическое расстройство (ciclothmic disorder)
Глава 9. Умственная отсталость
Научную историю идиотии еще нужно создавать; данные по ней скудны, а исследования не
очень привлекательны.
P. M. Duncan & W. Millard, 1866
Так сетовали авторы одной из первых профессиональных книг по теме умственной отсталости,
или «идиотии», как она называлась почти полтора века назад. Термин «идиот» происходит от
греческого слова, обозначавшее частное лицо (Kanner, 1964). До середины XIX столетия дети и
взрослые, которым сегодня поставили бы диагноз умственной отсталости, зачастую помещались вместе
с людьми, страдающими психическими заболеваниями. Как правило, их игнорировали или боялись
даже медики, потому что их отличия во внешности и в способностях были тогда очень мало
исследованы.
Хотя страхи, возмущение и презрение вековой давности продолжают затмевать многие важные
открытия, касающиеся интеллекта ниже нормального, в течение прошедшего столетия произошли
монументальные достижения в сфере умственной отсталости: и в определении ее причин, и в
предоставлении лечения. Лучшее понимание развития детей с умственной отсталостью, вкупе с
исследованиями в генетике, психопатологии и в других областях, резко изменило лицо этой сферы.
Оценить стремительное развитие знаний и методов лечения, равно как и понять предубеждения и
невежество, которые нужно было преодолеть, можно посредством обзора того, как с течением времени
менялись взгляды на это заболевание.
<Следствием невежества являлась сегрегация подвергавшихся лечению детей с умственной
отсталостью, что сейчас считается негуманным.>
Интеллект и умственная отсталость
Первые упоминания о людях с интеллектуальными нарушениями были обнаружены у римлян,
которые иногда держали «дураков» для развлечения домовладельцев и их гостей (Kanner, 1964). Эти
люди находились на содержании у богатых, и с ними неплохо обращались. Но тем не менее всю
последующую историю развития человечества, судя по дошедшим до нас фактам, абсолютное
большинство людей с интеллектуальными и прочими нарушениями испытывали пренебрежение со
стороны горожан, не получая никакой поддержки. Мартин Лютер, немецкий теолог, отец Реформации
1517 года, объяснял, как странная внешность и поведение ребенка (наиболее вероятно, ребенка с
умственной отсталостью, но это заболевание еще не было известно в то время) связаны с одержимостью
дьяволом:
Hosted by uCoz