Navigation bar
  Print document Start Previous page
 309 of 537 
Next page End  

Ему было двенадцать лет, он обладал зрением и всеми другими чувствами, так что кто-то со
стороны мог посчитать его нормальным ребенком. Но он не делал ничего, кроме того, что ел за
четверых крестьян или молотильщиков. Он ел, испражнялся и паясничал. Если кто-то пытался
заняться им, он кричал. Если что-то ему не нравилось, он плакал... Ибо в силах дьявола развращать
людей, имевших рассудок и душу, когда он вселяется в них. Дьявол сидит в таких слабоумных на месте
души их!
Господствующее неправильное понимание и лечение людей с умственной отсталостью начало
изменяться к концу XVIII столетия, подпитываемое обнаружением одичавших или «диких» детей, таких
как Виктор, «дикий мальчик из Авейрона» (описанный в главе 1), и распространением гуманистических
усилий помочь другим угнетаемым или игнорируемым группам, таким как рабы, заключенные,
душевнобольные и люди с физическими недостатками. К середине XIX столетия общее представление
об умственной отсталости распространилось из Франции и Швейцарии на большую часть Европы и
Северной Америки. Также в середине XIX века доктор Самуэль Дж. Хоу, убедив своих современников в
том, что за воспитание и образование слабоумных нести ответственность должно общество, открыл
первое гуманистическое учреждение в Северной Америке для людей с умственной отсталостью —
Массачусетскую Школу для слабоумных детей и детей-идиотов.
К концу XIX столетия лечение людей с интеллектуальными нарушениями и специальные
образовательные нужды перешли под ответственность государственных школ и учреждений. Однако
первоначальный оптимизм в отношении лечения умственной отсталости увядал. С увеличением числа
проходящих лечение стало ясно, что для многих людей нет никакой надежды вернуться в свою семью
или возвратиться в общество. На протяжении приблизительно двух десятилетий пациенты подобных
учреждений считались пожизненными их обитателями, и обучение их элементарным
профессиональным навыкам, таким как умение производить уборку или готовить пищу (что во многих
случаях использовалось для нужд учреждения) заменило основное академическое обучение (Kuhlmann,
1940).
Заслугой родителей детей с умственной отсталостью можно считать создание подхода и способа
действий, совершенно отличающихся от убеждений, распространенных в обществе и среди
профессионалов. К 1940-м годам родители начали объединяться в группы и создавать местные центры
диагностики и поддержки, чтобы увеличить доступность общественной помощи. Эти группы в 1950
году слились в Национальную Ассоциацию помощи детям с задержкой психического развития, которая
быстро организовала научную палату, включающую в себя представителей любой специальности,
которая могла хоть как-то помочь в исследовании, профилактике и лечении людей, страдающих
умственной отсталостью (Kanner, 1964). Эти старания набрали силу, когда президент Джон Кеннеди,
сестра которого страдала задержкой психического развития, сформировал Президентскую Комиссию по
умственной отсталости в 1962 году и создал национальную программу для борьбы с умственной
отсталостью.
К середине шестидесятых годов печальные условия существования пациентов государственных
клиник для людей с умственной отсталостью были освещены одновременно молодым нью-йоркским
репортером по имени Джеральдо Ривера и сенатором Соединенных Штатов Робертом Кеннеди.
Последующие споры вдохновили профессора Бартона Блатта (Burton Blatt) уговорить своего друга,
нештатного фотографа Фреда Каплана (Fred Kaplan), сопровождать его в путешествии по задним
палатам подобных учреждений. Привязав к запястью Каплана скрытый фотоаппарат, они смогли
получить снимки наблюдаемых ими картин. Их фотографии вынесли положение многих пациентов
таких клиник на обсуждение общества. Управляющие приписали использование одиночного
содержания и ограничения движений нехватке персонала: «Что мы можем поделать с теми пациентами,
которые не согласны подчиняться? Мы вынуждены запирать их или связывать, или давать им
седативные средства, или вселять в них страх» (Blatt & Kaplan, 1966). Благодаря этим разоблачениям
осведомленность общества о грубых нарушениях условий лечения людей с умственной отсталостью
достигла пика.
Сенсация евгеников
Теория эволюционной дегенерации, распространенная в XIX веке, объясняла интеллектуальные
и социальные проблемы детей с умственной отсталостью регрессией к раннему периоду развития
Hosted by uCoz