Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 537 
Next page End  

обстоятельствам свидетельствует о ее жизнестойкости и способности быть хозяйкой своей судьбы.
(Источник: Layton, 1994.)
---
Ответ на этот сложный вопрос проясняется благодаря исследованиям факторов риска и факторов
жизнеспособности,
влияющих на пути развития детей. Фактор риска — это переменная, которая
предшествует негативному результату и повышает вероятность достижения именно этого результата.
Напротив, фактор жизнеспособности — это переменная, которая повышает способность человека
избегать негативных результатов несмотря на объективную подверженность риску возникновения
психопатологии. Как можно предполагать, детям, подобным Раулю и Джесси, которые сталкиваются с
множеством известных факторов риска, таких как насилие в обществе и развод родителей, грозит
патологическое развитие. Критические, стрессовые ситуации, а также многочисленные несчастья ставят
под вопрос успешное развитие детей. Постоянная бедность, серьезные недостатки ухода за детьми,
родительская психопатология, смерть родителя, социальные беды, бездомность, распад семьи и
перинатальный стресс — вот известные факторы риска, которые делают детей более уязвимыми перед
угрозой возникновения психопатологии, особенно при отсутствии компенсирующих достоинств и
возможностей (Brooks-Gunn & Duncan, 1997; Steinhauer, 1998).
Однако у некоторых уязвленных судьбой детей, подобных Раулю, в дальнейшем не возникает
проблем. Напротив, они кажутся способными противостоять наполненной стрессом среде, умудряясь
добиваться позитивных результатов, несмотря на значительную опасность возникновения
психопатологии (Luthar, Cicchetti & Backer, 2000). Жизнеспособные дети справляются с опасной средой
благодаря твердой уверенности в своих силах, навыкам преодоления трудностей и умению избегать
опасных ситуаций, они способны противостоять подстерегающим их бедам или оправляться от них
(Zimmerman & Arunkumar, 1994). Такие дети также чаще демонстрируют устойчивую компетентность,
когда попадают в стрессовые условия, или возвращаются к прежнему здоровому уровню
компетентности после травматического или стрессового опыта (Werner в периодике). Однако
жизнеспособность не является универсальным, безоговорочным или фиксированным качеством
ребенка; она изменяется в зависимости от вида стресса, его контекста и иных факторов. Отдельные дети
могут быть жизнеспособны по отношению к одним специфическим стрессорам, но вполне неустойчивы
по отношению к другим, кроме того, жизнеспособность может меняться со временем и в разных
условиях (Luthar et al., 2000).
Понятие жизнеспособности не предполагает существования какого-то прямого причинного пути,
ведущего к конкретному результату; напротив, оно связано с непрерывными интеракциями между
защитными и ослабляющими факторами, связанными с самим ребенком, возникающими между
ребенком и его окружением и, наконец, между конкретными факторами риска. Защитные факторы
это личностные или ситуативные переменные, которые уменьшают опасность развития у ребенка
расстройства, тогда как ослабляющие факторы делают обратное — они увеличивают вероятность
того, что у ребенка возникнут трудности. Защитные и ослабляющие факторы следует рассматривать как
процессы, а не как абсолютные величины, поскольку одно и то же событие или условие может
выступать в качестве и защитного, и ослабляющего фактора, в зависимости от общего контекста, в
котором оно возникает (Rutter, 2000b). Например, помещение маленьких детей в новые семьи может
способствовать их защите, если с ними жестоко обращались, но в некоторых случаях внедомашние
условия могут повысить уязвимость ребенка, если они создают дополнительный стресс, вызванный
расставанием с объектом их первичной привязанности. На протяжении всех глав мы даем аналогичные
примеры связи уязвимости и жизнеспособности детей с конкретными обстоятельствами и
расстройствами.
Рис. 1.2 иллюстрирует некоторые из наиболее известных характеристик жизнеспособных детей и
подростков. Вместе эти характеристики составляют защитную триаду оздоравливающих возможностей
и событий, включающую в себя возможности индивида, семьи, а также школы и ближайшего
социального окружения (Garmezy, 1991). Однако защитные факторы сильно варьируются по своей
интенсивности и охвату, и наличие всех трех источников необязательно для достижения хорошего
результата. В некоторых случаях эффективное изменение характера и направления развития детей
может быть вызвано лишь присутствием готового помочь взрослого, например дедушки, бабушки или
учителя. В других случаях могут быть необходимы дополнительные или иные защитные факторы, такие
как улучшенная среда обучения, социальная безопасность или более теплые отношения в семье (Masten
et al., 1999).
Hosted by uCoz