Navigation bar
  Print document Start Previous page
 312 of 537 
Next page End  

которые, как предполагается, в своей совокупности составляют общую конструкцию, называемую
интеллектом.
По принятым правилам, оценки тестов интеллекта (со средней величиной в 100, и стандартным
отклонением в 15), извлекаются из стандартизованных таблиц, где указываются возраст испытуемого и
число набранных им баллов (Neisser et al., 1996). Поскольку интеллект определяется в нормальном
распределении, приблизительно 95% населения получают результаты, укладывающиеся в два
стандартных отклонения от среднего (от 70 до 130). Соответственно, субнормальное интеллектуальное
функционирование уровня, определяется IQ, равным 70 и ниже (приблизительно 2 стандартных
отклонения ниже среднего).
Как мы будем говорить далее, в определение умственной отсталости входит не только
субнормальное интеллектуальное функционирование, но также и субнормальный уровень адаптивного
функционирования. Адаптивное функционирование показывает то, насколько эффективно люди
справляются с требованиями повседневной жизни, и насколько они способны жить независимо и
придерживаться общественных стандартов (Hodapp & Dykens, 1996). Двумя из множества доступных
тестов, используемых для оценки адаптивных способностей у детей, являются шкалы Вайнленда
(Vineland) и шкалы Адаптивного Поведения, которые направлены примерно на десять сфер адаптивных
способностей. Заметьте, что некоторые дети и подростки могут научиться довольно хорошо
адаптироваться к своему окружению, несмотря на то, что их коэффициент интеллекта по тестам ниже
нормы, так что их нельзя причислять к людям, страдающим умственной отсталостью. В табл. 9.1
перечислены примеры из нескольких сфер, охватывающих адаптивное поведение.
Таблица 9.1. Примеры из сфер, по которым оценивается адаптивное поведение
Сфера
Примеры
Базовые навыки развития
Сенсорное развитие, моторное развитие
Коммуникация
Экспрессивная речь, рецептивная речь, навыки письма и
чтения
Регулирование эмоций и
саморегулирование
Умение справляться с ситуацией, поступление в новую
школу или на новую работу, межличностные конфликты
Социальные и межличностные
навыки
Базовые навыки общения, участие в группе, игровая
деятельность и навыки
Навыки самообслуживания
Одевание, прием пищи, опрятность, личная гигиена и
уход за собой
Потребительские навыки
Обращение с деньгами, счетом в банке, управление
бюджетом, умение делать покупки
Бытовые навыки
Умение готовить, убирать дом, вести хозяйство, чинить
и ремонтировать вещи, стирать и приводить в порядок
свою одежду
(Источник: Halpen, Lehmann, Irvin & Heiry, 1982.)
Споры о коэффициенте интеллекта
Так как интеллект человека относительно стабилен, заманчиво было бы предположить, что он во
многом является врожденным и постоянным. С другой стороны, если интеллектуальное и когнитивное
развитие в значительной степени зависят от окружающей среды, возможно, когнитивный рост можно
стимулировать в раннем возрасте, и тем самым снизить степень умственной отсталости.
Поскольку интеллект измеряется с учетом возраста, IQ в основном остается стабильным и в
детстве, и во взрослом возрасте (Canivez & Watkins, 1999). Исключением из этого общего правила
является измерение IQ во младенчестве, поскольку тут еще возможны некоторые колебания. Для
типично развивающихся детей IQ, определенный на первом году жизни, фактически не коррелирует с
IQ в двенадцатилетнем возрасте (Vernon, 1979). Однако когда детям исполняется четыре года,
корреляция с IQ, измеренному на 12 лет позже, высока (r = 0,77) (Neisser et al., 1996).
Тем не менее для младенцев и детей с задержкой развития или с умственной отсталостью
картина является совершенно иной. При низких уровнях IQ (скажем, меньше 50) даже у младенцев
наблюдается его стабильность во времени, с корреляцией между показателями в младенчестве и в
детстве от 0,50 до 0,97 (Sattler, 1998). Исследователи также обнаружили сходный рисунок стабильности
IQ у детей с легкой и умеренной задержкой умственного развития, с очень высокой корреляцией IQ (от
Hosted by uCoz