Navigation bar
  Print document Start Previous page
 314 of 537 
Next page End  

- Умственной отсталостью называется ограниченность как умственного развития, так и
адаптивного поведения. Тем не менее многие люди с этим заболеванием способны к обучению и могут
жить полной жизнью.
- Несмотря на свои недостатки, IQ, стал основным стандартом для диагностики умственной
отсталости в сочетании с другими навыками и способностями ребенка.
Черты умственной отсталости
Умственная отсталость относится, возможно, к наиболее широким колебаниям когнитивных и
поведенческих способностей любого расстройства в детском возрасте. Некоторые дети неплохо себя
чувствуют в школе и в обществе, в то время как другие, имеющие значительные физические или
когнитивные нарушения, требуют постоянного контроля и поддержки. Ситуации с шестилетним
Мэттью и восьмилетней Ванессой иллюстрируют некоторые из особенных проблем, с которыми
ежедневно сталкиваются дети, страдающие умственной отсталостью.
Мэттью: Продвигаясь в своем темпе.
Мэттью было почти шесть лет, когда его направили на психологическое обследование.
Краткая школьная характеристика описывала его как ребенка «с задержкой развития», и в школе
были озабочены тем, что его речь и социальные навыки весьма ограничены, К тому же дома у него
бывали вспышки раздражения, а его новый учитель в первом классе выражал беспокойство
агрессивным поведением мальчика по отношению к одноклассникам.
Впервые я встретился с Мэттью у него дома. «Покажи мне какие-нибудь из твоих любимых
игрушек или игр», — предложил я ему, не зная, насколько комфортно он чувствует себя с появлением
незнакомца в доме. Мэттью был худеньким мальчиком с кудрявыми волосами, сдержанным
настороженным. Он разглядывал меня несколько минут, пока я разговаривал с его матерью и отцом.
Хотя он сказал: «Хорошо», я не был уверен, что он именно это имел в виду — он не двигался и казался
незаинтересованным моим предложением. Мэттью исполнилось шесть лет несколько месяцев назад,
но я заметил, что его одежда, игры и словарный запас больше соответствовали таковым у моей
трехлетней дочери.
«Я не хочу говорить о школьной ерунде! — воскликнул он довольно громко, когда я спросил, какие
предметы нравятся ему больше других. — Мне нравятся только перемены и завтраки — только на них
не разрешают идти до того, как прозвенит звонок!» В этом была некоторая доля правды и даже
юмора, хотя я не думаю, что мальчик вкладывал его в свое высказывание...
Мэттью немного заинтересовался, когда я достал некоторые тестовые материалы. Он собрал
легкую головоломку предназначенную для детей от года до трех лет, и смог извлечь голоса животных
из другой игрушки с секретом. Но его эмоциональный фон оставался приглушенным, с редкими
спонтанными проявлениями смеха или радости. Он казался осторожным и осмотрительным.
«Расскажи мне историю об этом, — сказал я Мэттью, держа в руках карточку, на которой были
изображены животные, спорящие из-за мяча. — Как ты думаешь, что происходит на этой картинке
и что эти звери, например: слон и зебра, думают и чувствуют?» Мэттью начал с ходу: «Он злится,
потому что зебра схватила мяч и убежала с ним в лес. Вот все, что я вижу». Мои попытки извлечь
больше деталей были встречены одним лишь пытливым взглядом.
После нескольких минут разговора мы сделали перерыв и достали его игрушки. «Вам нравятся
«Звездные войны»?» — спросил он. Мы нашли общий язык на почве звездных сражений, и в этих
«идеальных» условиях коммуникация Мэттью стала более простой и спонтанной. Он выражал
широкую гамму эмоций во время беседы и вышел на удобный для себя уровень общения. Постепенно он
разговорился, и мы завершили наше общение более спокойными играми.
В личной беседе мать Мэттью рассказала мне о его поведенческих проблемах в отношениях с
другими детьми. По ее словам, он толкался, бил других, кидался предметами и требовал внимания. Я
сам стал свидетелем небольшого эпизода, когда его трехлетняя сестра вошла в комнату: «Убирайся!
Этот дядя здесь, чтобы играть со мной!» В целом Мэттью вел себя как более маленький ребенок —
например, громко кричал или толкался, когда не мог сразу добиться своего. Когда мы встречались во
второй раз в моем офисе, IQ Мэттью по WISC-III был оценен в 64 единицы, а его адаптивные
способности, на основании данных матерью сведений, по Шкалам Адаптивного Поведения составляли
68 единиц. Однако несмотря на свою легкую умственную отсталость Мэттью за прошедший год в
Hosted by uCoz