Navigation bar
  Print document Start Previous page
 321 of 537 
Next page End  

- Критерии умственной отсталости по DSM-IV-TR таковы: интеллектуальное функционирование
значительно ниже нормы (IQ менее или равно 70), нарушения адаптивного функционирования или его
дефицит, возникновение расстройства до 18 лет.
- Степень ограничения дееспособности у детей с умственной отсталостью широко варьируется.
-
DSM-IV-TR описывает уровень функционирования человека в терминах степеней нарушения
— легкой степени, умеренной, тяжелой и глубокой — основываясь на показателях IQ.
-
Американская Ассоциация по борьбе с умственной отсталостью (AAMR) описывает уровень
функционирования человека в терминах уровней требуемой помощи или поддержки, не ориентируясь
на IQ. Уровни AAMR таковы: периодическая, ограниченная, обширная, глубокая помощь.
- Умственной отсталостью страдает приблизительно 1-3% населения, причем у мужчин она
встречается чаще, чем у женщин.
- Умственной отсталостью чаще страдают дети, принадлежащие к низшим социоэкономическим
группам и к расовым меньшинствам. Эти факты зачастую объясняются неблагоприятными
экономическими условиями и дискриминацией.
Возрастное развитие и результат в зрелом возрасте
Чтобы оценить способ и степень прохождения детьми с умственной отсталостью различных
этапов развития, рассмотрим вкратце, как обычно самовыражаются нормально развивающиеся дети.
Младенец исследует мир, полагаясь на примитивные сенсомоторные функции, такие как прикосновение
к объектам, опробование их на вкус, манипулирование ими, для приобретения сведений об окружающей
среде. На этой стадии развития ново все, и мозг ежедневно регистрирует буквально миллионы новых
связей.
Затем, между 18 и 24 месяцами, дети начинают осваивать язык и вызывать у себя воспоминания
прошлого опыта, которые помогают понимать настоящее. Известно, что для интеллектуально
нормальных детей условия окружающей среды и спектр предоставляемых им возможностей на этой
стадии играют решающую роль в воспитании желания учиться и в овладении основами
интеллектуальных тонкостей. Хотя большинство детей, страдающих умственной отсталостью, проходит
каждый этап развития приблизительно так же, как и нормальные дети, явными являются различия в
том, в каком возрасте они подходят к концу каждой стадии.
Дэн, пятнадцатилетний мальчик с синдромом Дауна, описывает, как было похоже его раннее
развитие на развитие его младшего брата, хотя являлось сильно замедленным.
Дэн: С помощью брата.
Когда мне было почти три года, а сестре — пять, у нас появился маленький братик. Я помогал
кормить его и заботился о нем, пока ему не стало почти три года. Тогда мне было пять, и я мог
делать почти все то, что мог делать и он, к тому времени он достиг моего уровня. У меня все еще
получалось кое-что из того, что он не умел делать, но таких вещей было немного. У него получалось
кое-что, с чем у меня были проблемы. Мы стали хорошими друзьями. Каждый раз, когда он учился
чему-то новому, либо я учился вместе с ним, либо он потом обучал меня. Я был маленьким для своего
возраста, так что мы почти совпадали в размерах. Мы спали на одной двухъярусной кровати, у нас
были общие игрушки и общая одежда. Мы вместе научились делать множество вещей. Когда он
научился кататься на велосипеде, а я еще не был готов этому научиться, мама и папа купили мне
трехколесный велосипед с электрическим приводом, и я мог ездить на нем. Когда мой брат научился
читать, он научил и меня. Когда он играл в бейсбол и футбол, он брал меня с собой.
В те дни я, кроме того, пошел в школу в другом районе, так что большинство моих друзей
оказались и его друзьями. Теперь, когда мы ходим в одну и ту же школу он иногда забывает, что y меня
есть и свои друзья. Мне приходится напоминать ему что я — его старший брат. Его иногда дразнят в
школе, потому что он мой брат, но он старается объяснять им, а не драться. Но в основном дети
приветливы с нами.
Дэн, страдающий умеренной умственной отсталостью, описывает, как его младший брат Брайан,
с нормальным интеллектом, догнал его в развитии к своим двум годам и проходил через этапы развития
в более быстром темпе. Проходило ли развитие Дэна в той же последовательности, что и развитие его
Hosted by uCoz