Navigation bar
  Print document Start Previous page
 325 of 537 
Next page End  

дефективной. Я говорю «дефективной», но это было тогда, когда я сильно расстраивалась.
Множество людей в (учреждениях)... говорили мне, что я дефективная, — что я дефективная и
умственно отсталая — так что я полагаю, что всю свою жизнь я была дефективной. Если вспомнить,
что я делала, то становится ясно — я была дефективной... Расстроенность и дефективность — одно
и то же в моей голове. Сумасшествие, мне кажется, это нечто другое. Сумасшедший — это совсем
конченый человек.
Я имею в виду совсем пропащий. Тот, кто без колебания убьет другого человека — просто
чтобы убить. Вот это я называю сумасшествием. Я думаю, то, что было со мною, называется
эмоциональной дефективностью... — да. Эмоциональная дефективность — это когда множество
всяких вещей беспокоит меня. Они просто накапливаются и накапливаются до тех пор, пока я не
становлюсь слишком разнервничавшейся или расстроенной. Мой мозг просто проходит через все эти
изменения и различные вещи. Так много вещей внутри меня, которые меня беспокоят» (Bogdan &
Taylor, 1982).
Описание Патти своих ощущений во время проживания в различных учреждениях показывает,
как ее поведение может «выводить из равновесия». Но являются ли ее ощущения порождением
окружающей среды и личностных ограничений? Многие дети и подростки с умственной отсталостью
вынуждены сталкиваться с препятствиями, связанными с их интеллектуальными, физическими и
социальными нарушениями, и зачастую слабо контролируют собственную жизнь. Таким образом,
неудивительно, что приблизительно 10-40% детей, страдающих умственной отсталостью, имеют
значительные эмоциональные или поведенческие проблемы (Dykens, 2000; Rojahn & Tasse, 1996). По
этим оценкам, распространенность эмоциональных и поведенческих нарушений у них в 4-6 раз больше,
чем у основного населения (W. E. McLean, 1993).
Однако эти проблемы не обязательно составляют психические заболевания. Когда детям с
умственной отсталостью ставятся специфические психиатрические диагнозы, чаще всего они включают
в себя расстройства импульсивного контроля (такие как поведенческое расстройство или
аутоагрессивное поведение), тревожные расстройства и расстройства настроения (Bouras, 1999; В. Н.
King, DeAntonio, McCracken, Forness & Ackerland, 1994). Хотя эти проблемы иногда тяжелы и зачастую
требуют вмешательства, они скорее считаются частью спектра проблем, сопутствующих умственной
отсталости, нежели показателями других психических заболеваний (Hodapp & Dykens, 1996).
По этой причине обычно требуются поправки к тому, как применяются диагностические
критерии DSM-IV-TR для других психических расстройств. Частота, с которой определенные
проблемы, такие как вспышки раздражения, гиперкинетическое расстройство и расстройства
настроения, встречаются у этих детей, требует рассмотрения: что же является нормальным или
типичным для других детей с подобным уровнем умственной отсталости. Например, вспомните, что для
диагноза «гиперкинетическое расстройство» и «синдром дефицита внимания» (глава 5) требуются
поведенческие нарушения, не соответствующие уровню развития человека. У людей с глубокой
умственной отсталостью объем внимания, способность к концентрации и целенаправленное поведение
заметно варьируются. С целью диагностирования любого иного психического нарушения ребенка с
глубокой умственной отсталостью требуется сравнить его с другими детьми, страдающими глубокой
умственной отсталостью (Benson & Aman, 1999).
Оценка сопутствующих эмоциональных и поведенческих расстройств у детей с умственной
отсталостью, как правило, опирается скорее на наблюдения лиц, заботящихся о ребенке, чем на
психиатрические диагнозы. Таким образом, оценка эмоциональных и поведенческих нарушений
отражает то, что видят родители и учителя в повседневной жизни, когда заботятся о ребенке с
умственной отсталостью. В начале 1970-х было проведено крупное исследование на острове Уайт у
берегов Англии (Rutter, Tizard, Yule, Graham & Whitmore, 1976) с целью получить сведения о
распространенности психических заболеваний среди детей и взрослых с умственной отсталостью и без
нее. По оценкам и родителей, и учителей, оказалось, что около трети детей с легкой умственной
отсталостью и около половины детей с более тяжелыми формами умственной отсталости
демонстрировали основные признаки эмоциональных нарушений. Это дает возможность предположить,
что подобные проблемы являются распространенными.
Дети и взрослые с умственной отсталостью иногда обнаруживают дополнительные симптомы,
которые могут быть особенно мучительными. Пика (обсуждаемая в главе 13), которая может привести к
приему вредных и опасных для здоровья веществ, в наиболее тяжелых своих формах наблюдается у
детей и взрослых с умственной отсталостью. Аутоагрессивное поведение является серьезной и иногда
Hosted by uCoz