Navigation bar
  Print document Start Previous page
 326 of 537 
Next page End  

угрожающей жизни проблемой, затрагивающей около 10% детей с тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (Matson & Frame, 1986). Распространенными формами аутоагрессивного поведения
являются удары головой, выдавливание глаз, сильное расцарапывание кожи, зажевывание губ или
языка, некоторые типы нарушения аппетита и внедрение под кожу инородных предметов.
Долговременные прогнозы для нарушения аппетита и для аутоагрессивного поведения неблагоприятны.
Результаты исследования, длившегося 18 лет, показывают, что эмоциональное отчуждение, стереотипии
(частые повторы одних и тех же форм речи или поз, движений, например: удары головой, движения
руки или тела) и избежание визуального контакта у людей с тяжелой умственной отсталостью остаются
спустя 18 лет (А. Н. Reid & Ballanger, 1995).
Учителя и родители детей с умственной отсталостью, как правило, сообщают о симптомах
гиперкинетического расстройства и синдрома дефицита внимания, что требует корректирования
стратегий обучения и отношения к детям (Dykens, 2000; Pearson, Norton & Farwell, 1997). В присутствии
учителя, являющегося напоминанием о том, что нужно заниматься делом и как следует вести себя, дети
с умственной отсталостью с гиперкинетическим расстройством и синдромом дефицита внимания, равно
как и без него (так же, как и дети с гиперкинетическим расстройством и синдромом дефицита внимания,
не страдающие умственной отсталостью), как правило, могут сосредоточиться на задаче. Однако
различия между детьми с гиперкинетиическим расстройством и синдромом дефицита внимания и без
него проявляются во время самостоятельной работы, когда им дается инструкция работать
самостоятельно, без помощи учителя (Handen, McAuliffe, Janosky, Feldman & Breaux, 1994). Когда детям
с умственным расстройством и гиперкинетическим расстройством с синдромом дефицита внимания
назначают стимуляторы, они могут дольше сохранять сосредоточенность на задаче, хотя на точности их
работы действие этих препаратов практически не сказывается (Matson et al, 2000).
Таким образом, дети с умственной отсталостью могут иметь эмоциональные и поведенческие
проблемы, требующие специального распознавания и соответствующих стратегий обучения. В целом
подобные проблемы не обязательно составляют крупные психические расстройства, но они отражают
большие препятствия, с которыми могут столкнуться дети в процессе научения выражать свои
потребности и адаптироваться к своему окружению. Например, семилетняя девочка с легкой
умственной отсталостью может находиться на уровне развития, сопоставимом с уровнем развития
нормального четырехлетнего ребенка. Поэтому в классе ей может быть трудно усидеть на месте и
сосредоточиться на задаче. Вероятно, она не всегда сможет контролировать свои эмоции или поведение
в той же степени, что и другие семилетние дети в классе, и это приведет к случайным вспышкам смеха
или гнева.
Важно рассматривать эти проблемы с позиций теории развития. Мы не станем ожидать от
четырехлетнего ребенка, чтобы он вел себя в классе так же, как и старшие дети, так что ожидания и
педагогические методы должны быть соответственно изменены. Эд и Патти ясно показали, что
прикрепление к ребенку диагностического термина, означающего патологию или недееспособность,
часто является непродуманным и несущим лишь ухудшение. Подобные термины нужно использовать
экономно — только в тех случаях, когда специальное внимание оправдано, например при
аутоагрессивном поведении.
Другие нарушения
Дети с умственной отсталостью могут также иметь иные физические нарушения и нарушения
развития, которые могут глубоко влиять на их психическое и физическое здоровье. Подобные
отклонения обычно связаны со степенью интеллектуального нарушения. Рисунок 9.2 показывает, с
какой частотой некоторые из наиболее распространенных нарушений развития встречаются у детей с
умственной отсталостью от умеренной до глубокой (IQ < 50) и у детей с легкой умственной
отсталостью (IQ = 50-70). Использованы данные, полученные на большой выборке школьников (С. С.
Murphy et al., 1995). В целом у 12% детей с легкой умственной отсталостью и у 45% детей с умственной
отсталостью от умеренной до глубокой имеется, по крайней мере, еще одно нарушение (сенсорное
нарушение, церебральный паралич или эпилепсия).
Умственная
отсталость от
умеренной до
глубокой (IQ <
Легкая
умственная
отсталость (IQ =
50-70), %
Hosted by uCoz