Navigation bar
  Print document Start Previous page
 327 of 537 
Next page End  

50), %
Сенсорные
нарушения
11
2
Эпилепсия
32
7
Церебральный
паралич
28
6
Рис. 9.2. Физические нарушения у детей с умственной отсталостью (адаптировано из С. С.
Murphy et al, 1995).
Несмотря на такие серьезные физические нарушения, сопровождающие интеллектуальные
недостатки, дети и взрослые с умственной отсталостью, включая тех, кто страдает синдромом Дауна и
иными расстройствами, связанными с хромосомными аномалиями, теперь имеют большую вероятную
продолжительность жизни, чем когда-либо ранее. Например, для людей, страдающих синдромом Дауна,
вероятная продолжительность жизни в 1929 году составляла лишь 9 лет, но к 1980 году она увеличилась
до 55 лет (и более) для мужчин и до 52 лет для женщин благодаря улучшению медицинского
обслуживания и раннему обнаружению заболевания (Cooper & Collacott, 1995). Кроме того, 70%
больных синдромом Дауна проживут дольше 30 лет благодаря усовершенствованным методам лечения
респираторных заболеваний и врожденных пороков сердца, которые преследовали взрослых с
синдромом Дауна (Baird & Sadovnick, 1987). Однако у большинства людей с этим заболеванием,
перешагнувших сорокалетний рубеж, наблюдается ухудшение когнитивных способностей (сходное с
болезнью Альцгеймера) из-за аномалии двадцать первой хромосомы (Lendon, Ashall & Goate, 1997).
Итоги раздела
- Дети, страдающие умственной отсталостью, проходят стадии развития в той же
последовательности, что и нормально развивающиеся дети. Однако со временем их устремленность и
мотивация снижаются из-за чувства разочарования, которое обычно приводит к предчувствию неудачи.
- Адаптивные навыки могут со временем повышаться, а уровень нарушения — меняться в
лучшую сторону, особенно у детей с легкой умственной отсталостью, при соответствующем обучении и
предоставлении возможностей для этого.
- Распространены нарушения развития, особенно проблемы с речью и поведением.
Эмоциональные и поведенческие проблемы считаются, скорее, частью спектра проблем,
сопутствующих умственной отсталости, нежели признаками психического заболевания.
- Дети с умственной отсталостью подвергаются большему риску иметь другие физические
нарушения и нарушения развития, которые могут оказывать глубокое воздействие на их психическое и
физическое здоровье (например, сенсорные нарушения, церебральный паралич и эпилепсия).
Причины
Поразительно, что сейчас известно более 1000 различных органических причин умственной
отсталости (Moser, 1992; State, King & Dykens, 1997) — в пять раз больше, чем в 1983 году.
Однако, несмотря на такое стремительное открытие причин, ученые в большинстве случаев не
могут объяснить ключевую причину умственной отсталости, особенно ее легких форм. Раскрыты
генетические или средовые причины умственной отсталости, от умеренной до глубокой, в двух третях
случаев, в то время как причины легкой умственной отсталости раскрываются лишь в четверти случаев
(Rayham, Gibbons, Flint & Higgs, 1996). Некоторые из этих причин оказывают свое воздействие до
рождения (пренатальные). К ним относятся все генетические заболевания и нарушения
внутриутробного развития. Другие типы умственной отсталости вызваны причинами, связанными с
родами (перинатальные), например преждевременными родами или недостатком кислорода (аноксия)
при рождении. Третьи типы умственной отсталости возникают в результате воспаления оболочек мозга
(менингитов), черепно-мозговых травм и других факторов, воздействующих после рождения
(постнатальные факторы).
Чтобы составить представление об этих различных причинах, исследователи предложили
Hosted by uCoz