Navigation bar
  Print document Start Previous page
 328 of 537 
Next page End  

подход, разделяющий все случаи умственной отсталости на два вида. Определения, особенности и
причины умственной отсталости, раскрытые благодаря этому подходу, сведены в табл. 9.4. Для
органического вида (иногда называемого патологическим) характерны четкие органические причины,
и он обычно связан с тяжелой или глубокой умственной отсталостью, в то время как у культурно-
семейного вида нет четких органических причин и он обычно связан с легкой умственной отсталостью
(Zigler, 1967; Zigler & Hodapp, 1986).
Таблица 9.4. Подход к исследованию умственной отсталости путем деления ее на два вида
Органический вид
Культурно-семейный вид
Определение
У человека имеются четкие
органические причины умственной
отсталости.
У человека не имеется очевидных причин
отсталости.
Иногда умственная отсталость есть и у
другого члена семьи.
Особенности
Характерен для людей с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной
отсталостью.
Встречается примерно с одинаковой
частотой во всех этнических группах и
социально-экономических уровнях.
Чаще связан с другими физическими
нарушениями.
Характерен для людей с легкой умственной
отсталостью.
Чаще встречается у людей, принадлежащих
к этническим меньшинствам и низкому
социально-экономическому уровню.
Редко связан с физическими нарушениями.
Причины*
Пренатальные (генетические
заболевания, нарушения
внутриутробного развития).
Перинатальные (преждевременные
роды, аноксия).
Постнатальные (черепно-мозговые
травмы, менингиты).
Полигенные (например низкий
IQ
родителей).
Средовая депривация.
Необнаруженные органические состояния.
* Причины культурно-семейной умственной отсталости не доказаны.
(Источник: Hodapp & Dykens, 1996.)
Органическая умственная отсталость изучена достаточно хорошо по причине глубокого влияния
биологических факторов. Культурно-семейная, напротив, остается чем-то таинственным, даже при том,
что в нее входит от одной до двух третей всех людей, страдающих умственной отсталостью (Hodapp &
Dykens, 1996). Предположительно, ее причинами являются ситуационные факторы, такие как бедность,
неадекватное воспитание ребенка, плохое питание и психопатология родителей, которые влияют на
психологическое (в противоположность биологическому) развитие ребенка. Однако более специфичные
причинно-следственные отношения не были определены.
Конечно, генетические факторы играют некоторую роль и в случаях культурно-семейных форм
умственной отсталости, что можно увидеть на рис. 9.3, где представлены семейные ситуации детей с
умственной отсталостью. Риск ребенка иметь умственную отсталость возрастает в геометрической
прогрессии, если у обоих родителей нормальный IQ, но сестра или брат одного из родителей страдает
умственной отсталостью (13%), если кто-то из родителей страдает умственной отсталостью (20%) и
если оба родителя страдают умственной отсталостью (42%). Соответственно, и генетические факторы, и
факторы окружающей среды вовлечены в развитие легких форм умственной отсталости, но каким
образом — пока неизвестно (State et al, 1997; Zigler & Hodapp, 1986).
Члены семьи с умственной
отсталостью
Процент детей, страдающих
умственной отсталостью, %
Никто из родителей
8
Брат или сестра одного из
родителей
12
Один из родителей
20
Оба родителя
41
Рис. 9.3. Риск повторного возникновения умственной отсталости в семье (адаптировано из Reed
& Reed, 1965).
Hosted by uCoz