Navigation bar
  Print document Start Previous page
 334 of 537 
Next page End  

Социальная и психологическая сферы
Последняя группа факторов, являющихся причиной умственной отсталости или возникающих в
связи с ней, возможно, наименее изучена и наиболее неоднозначна. По общему определению, эти
факторы относятся к широкой области влияний окружающей среды, таких как физическая и
эмоциональная депривация, недостаток стимулирования младенца, а также другие психические
расстройства, зачастую сопровождающие умственную отсталость, например аутистическое
расстройство. Вместе взятые, эти факторы объясняют приблизительно 15-20% случаев умственной
отсталости (АРА, 2000). Располагаясь в довольно широких рамках, эти факторы все же по большей
части косвенны и не подтверждены, поскольку они зачастую вкраплены в различные пласты
индивидуальных и семейных обстоятельств с различной степенью неблагоприятности. Здесь мы
осветим роль попечителей ребенка и его семьи в поддержании развития ребенка с умственной
отсталостью, а также стрессы и препятствия, которые могут мешать исполнению этой роли. Отклонения
в родительских отношениях, такие как жестокое обращение с ребенком или его заброшенность, и то,
как они могут влиять на интеллектуальное и поведенческое развитие, более тщательно разобраны в
главе 14.
Родители дают детям не только свои гены, но и стиль воспитания, и атмосферу, направляющие и
формирующие психологическое развитие ребенка, начиная с самого рождения.
Обдумайте, что говорит отец маленького ребенка, страдающего синдромом Дауна, которому
пришлось научиться тому, как обратиться за требуемой поддержкой и как связаться с другими семьями,
в которых есть ребенок с этим синдромом:
Никогда не забуду тот день, когда медсестра рассказала нам, как многого могут достичь
такие дети. Ее совет обратиться в местную ассоциацию для детей с синдромом Дауна стал очень
важным толчком. Другие родители в ассоциации помогли мне понять, что синдром Дауна — это
хромосомная аберрация, а не болезнь, и [дали совет] где получить помощь. Моему сыну было меньше
месяца, когда он начал проходить психотерапию, помогающую ему учиться и взаимодействовать с
другими. Теперь Джейку три года, и он полон жизни. Он ходит, повторяет несколько слов и понимает
направления (адаптировано из Martin, 1995).
Каким образом семьи, в которых есть ребенок с умственной отсталостью, вносят свой вклад в
здоровое развитие ребенка или, напротив, в ухудшение его состояния? В последние годы направление, в
котором рассматривалась область умственной отсталости, сильно изменилось. От изучения одного
лишь негативного влияния семьи исследователи перешли к поиску успешных способов, с помощью
которых некоторые семьи справляются с дополнительным стрессом и высокими требованиями для
воспитания ребенка с умственной отсталостью. Как и в случае взаимодействия с другими стрессорами,
отдельные члены семьи и вся семья в целом могут испытывать на себе как негативное, так и позитивное
влияние, как, например, сближается пара, совместно заботящаяся о трудном ребенке (Fidler, Hodapp &
Dykens, 2000).
Одним из способов успешной адаптации родителей к ребенку со специальными нуждами
является использование социальной поддержки и общественных ресурсов, хотя индивидуальные
предпочтения типа поддержки могут быть различными, и поддержка, которая благотворна для матерей,
не всегда помогает отцам. Матери чаще предпочитают эмоциональную поддержку, сведения о
состоянии ребенка и помощь в уходе за ребенком (D. Bailey, Blasco & Simeonsson, 1992), в то время как
отцов интересуют способы получения материальной поддержки для воспитания ребенка с умственной
отсталостью (Price-Bonham & Addison, 1978). Матери часто обеспокоены тем, как воспитание ребенка с
умственной отсталостью может отразиться на их взаимоотношениях с мужем, и тем, какие ограничения
воспитание ребенка может наложить на их роль в семье, в то время как отцов тревожит то, что они не
чувствуют свою близость к ребенку или не ощущают себя вознагражденными им (Krauss, 1993). Таким
образом, матери и отцы имеют различное представление и отношение к ребенку с умственной
отсталостью, считают стрессовыми разные аспекты воспитания ребенка, а снижающими стресс —
различные факторы (Weinger, 1999).
Понимание социального и самостоятельного функционирования молодых людей с синдромом
Дауна помогло нам осознать и те факторы, которые влияют на их адаптацию к общественной жизни.
Неудивительно, что раннее когнитивное развитие является важным фактором прогресса в развитии и
Hosted by uCoz