Navigation bar
  Print document Start Previous page
 335 of 537 
Next page End  

самодостаточности этих детей, что ясно видно в таких областях, как речь (Sloper & Turner, 1996).
Однако семейные факторы также очень важны, особенно стратегии матери в управлении проблемами
ребенка и уровень социальной поддержки, которую получает семья.
Итоги раздела
- Подход, разделяющий умственную отсталость на два вида, подчеркивает важные
этиологические различия между органическими и культурно-семейными причинами умственной
отсталости.
- К виду органической умственной отсталости относятся генетические и конституциональные
факторы, такие как хромосомные аномалии, моногенные аномалии и нейробиологическое влияние.
- Предполагаемыми причинами культурно-семейной умственной отсталости являются
неблагоприятное экономическое положение и генетическая наследуемость интеллекта.
- Социальные и психологические причины умственной отсталости заключаются в разнообразных
влияниях окружающей среды, а особенно в качестве физической и эмоциональной заботы о ребенке и
стимулирования ребенка на стадии младенчества и раннего детства.
Предупреждение, обучение и терапия
Мы просим за тех, кто не может просить за себя.
Девиз Хайгейта, первого общественного учреждения для людей, страдающих умственной
отсталостью, созданного в Лондоне в октябре 1847 года.
Обращаясь к рассмотрению методов терапии детей с умственной отсталостью, представьте на
миг, что вы собираетесь применять ваши знания психологических и образовательных методов терапии
для того, чтобы помочь ребенку, такому как Ванесса или Мэттью. Начнете ли вы с поведенческих
проблем Мэттью и попытаетесь сначала взять под контроль их, а затем научить его другим навыкам?
Большую ли пользу получит Ванесса от индивидуализированного обучения, акцентирующего
постепенное овладение речью и навыками самообслуживания?
Как в случае с расстройствами, которые мы уже обсуждали, такими как гиперкинетическое
расстройство с синдромом дефицита внимания и некоторые типы поведенческих расстройств, основные
проблемы — в данном случае умственная отсталость и ограниченные адаптивные способности —
являются хроническими состояниями, которые накладывают ограничения на многие важные области
развития. Следовательно, требуется создавать программы, отвечающие уровню образования и развития
каждого конкретного ребенка даже чаще, чем, скажем, терапевтические программы для детей с
поведенческими проблемами или проблемами с тревожностью. Полезно будет начать изучение задачи с
обзора основных характеристик окружающей среды и индивидуальных характеристик, которые могут
повысить риск возникновения проблем адаптации или служить защитой ребенка от подобных проблем.
На рис. 9.5 отражены эти основные факторы.
Hosted by uCoz