Navigation bar
  Print document Start Previous page
 338 of 537 
Next page End  

Первый психосоциальный терапевтический подход, который мы рассмотрим, заключается в
интенсивных, широкомасштабных работах служб раннего вмешательства для семей с маленькими
детьми. Эти службы были организованы для снижения факторов риска и обеспечения здорового
развития ребенка. Хотя учреждение их потребовало больших затрат, эти службы доказали свою
значительную пользу для детей и их семей в течение длительного срока и достигли большего, чем
только сокращение числа интеллектуальных нарушений. Затем мы подробно разберем существующие
обучающие и терапевтические методы, успешно помогавшие детям с различными уровнями умственной
отсталости. Мы обсудим применение бихевиористского, когнитивно-бихевиористского и семейно-
ориентированного вмешательства, подчеркнув задачу интеграции известных терапевтических подходов,
которая является наилучшим способом удовлетворения различных потребностей этих детей.
В качестве прелюдии к обсуждению психосоциальных терапевтических подходов мы обратим
ваше внимание на важность организаций на общественной основе, которые предлагают людям с
нарушениями выбор пути для развития своих межличностных и практических навыков, а также
уверенности в себе. Например, исследование, в котором принимали участие более 100 атлетов,
участвовавших в Специальных Олимпийских играх в Австрии в 1993 году, показало, что атлеты более
позитивно относятся к себе и имеют более высокие показатели социальной компетентности, чем
контрольная группа (Dykens & Cohen, 1996).
Раннее вмешательство. Более 25 лет одним из наиболее многообещающих методов улучшения
интеллектуальных и социальных навыков маленьких детей с нарушениями развития, включая детей с
умственной отсталостью, нарушением способности к научению и недостатком стимулирующего
окружения, являлось как можно более раннее вовлечение попечителей и других взрослых в
интенсивную, сосредоточенную на ребенке деятельность. Многих из этих детей можно было описать
как не имеющих благоприятных условий или подвергающихся высокому риску, подобные же термины
относились к семейным условиям (например: низкий уровень дохода, недостаточная медицинская
помощь, плохие жилищные условия), характеристикам ребенка (например: низкий IQ, низкие
адаптивные способности, физические нарушения или проблемы со здоровьем) или и к тому, и к другому
(Ramey, Mulvihill & Ramey, 1996). Раннее обучающее вмешательство состоит из систематических
попыток обеспечить детей с высоким риском заболевания дополнительным образовательным опытом до
того, как они пойдут в школу и зачастую включает в процесс другую семью и детские учреждения.
Одним из наиболее успешных примеров раннего образовательного вмешательства является
проект, разработанный Каролиной Абеседариан (Carolina Abecedarian) (F. A. Campbell & Ramey, 1995).
Вмешательство предлагается детям из бедных семей. Им обеспечивается «обогащенная» окружающая
среда с самого младенчества и до школьного возраста.
Результаты показывают, что к двухлетнему возрасту тестовые показатели детей, находившихся в
обогащенной окружающей среде, уже становились выше, чем у детей в контрольной группе, и
оставались выше на 5 единиц в пятнадцатилетнем возрасте, спустя 10 лет после завершения программы.
К пятнадцати годам члены терапевтической группы в меньшем числе случаев дали показатели легкой
умственной отсталости или нижней границы нормального интеллектуального функционирования.
Терапевтическая группа также опередила контрольную группу по академической успеваемости за 10
лет обучения в школе, и по письму, и по математике, и дети из нее реже оставались на второй год и
реже посещали классы специального образования (Ramey et al., 1999; Ramey et al., 2000).
Судя по этому исследованию и подобным ему, оптимальное время вмешательства —
дошкольные годы (Ramey et al., 1996). Ранние образовательные программы, подобные проекту
Абеседариан, имеют большое значение для исследования влияния окружающей среды на умственную
отсталость, так как в них принимают участие дети из социально неблагоприятных слоев, имеющие куда
более высокий риск возникновения умственной отсталости. Хотя эффективность программы не
ставится под сомнение, сохранение ее результатов зависит от стабильности и продолжительности
изменений окружающей среды, поддерживающих здоровое детское развитие.
К. Т. Рами (С. Т. Ramey) и С. Л. Рами (S. L. Ramey) (1992) предложили набор практических
рекомендаций по повышению качества жизни детей путем раннего вмешательства:
-
Поощрение исследования. Взрослые поощряют детей исследовать окружающий их мир,
собирать информацию о нем.
-
Руководство в основных навыках. Знакомый детям взрослый, которому они доверяют, обучает
их базовым когнитивным навыкам, таким как называние предметов, сортировка их, соблюдение
последовательности и сравнение.
-
Празднование успехов в развитии. Члены семьи и другие люди, знающие ребенка, отмечают и
Hosted by uCoz