Navigation bar
  Print document Start Previous page
 341 of 537 
Next page End  

научения. Метакогнитивный тренинг (также известный как исполнительный функциональный
тренинг) расширил ценность специфических навыков управления собой, скоординировав эти навыки в
учебной ситуации. Например, осваивая разнообразные базовые математические навыки, студенты
учатся определять тип математической задачи, с которой они сталкиваются, а затем — выбирать
подходящую стратегию для решения задачи. Цель подобного тренинга состоит в том, чтобы, во-первых,
научить детей быть стратегами — использовать когнитивные стратегии, — а затем быть метастратегами
— распознавать случаи применения различных стратегий в различных ситуациях (Whitman et al., 1991).
Стратегии, ориентированные на семью. Присутствие в семье ребенка с умственной
отсталостью — серьезная, но не непреодолимая проблема. Семья играет центральную роль в развитии
любого ребенка, но в тех семьях, где ребенок страдает умственной отсталостью, уход за ребенком
требует значительно больше времени, энергии, умений (В. L. Baker, 1996). Потребности ребенка часто
вынуждают семью участвовать в работе различных общественных служб и образовательных систем, с
которыми они до сих пор были незнакомы. Наконец, большинство родителей детей с умственной
отсталостью считают, что их ребенок оказывает на семью положительное влияние, хотя семья
переживает уровень стресса выше среднего и у родителей наблюдается депрессивный синдром (Fidler et
al., 2000; Weinger, 1999). Мнение, что ребенок положительно влияет на семью, обнадеживает,
подкрепляя представление, что индивидуальные службы, созданные для ребенка, обычно более
эффективны, когда родители принимают в них активное участие (Floyd, Singer, Powers & Costigan,
1996).
Что же именно требуется родителям ребенка с умственной отсталостью для того, чтобы
действовать наиболее эффективно? Членам семьи нужна поддержка и руководство, доступ к
необходимым службам, хотя бы кратковременный отдых, доступность ориентированной на цель
консультации, для того чтобы быть в состоянии справиться с практическими трудностями, с которыми
они могут столкнуться: жесткие требования ухода за ребенком, нарушение сна, раздор в семье, нехватка
свободного времени и ограничение социальных возможностей (Floyd et al., 1996).
Кратковременная, сфокусированная на проблеме поведенческая терапия для родителей является
одним из наиболее успешных подходов, для того чтобы помочь им справиться с практическими
трудностями. Цели терапии каждой отдельной семьи разрабатываются индивидуально; затем родители
обеспечиваются решениями, подходящими для их нужд. Например, родителей могут обучать навыкам
уверенности в себе или техникам управления своим поведением (рассмотрены далее). В некоторых
случаях для принятия решения требуется дополнительное привлечение педагогов или персонала
дневного центра, или неформальных ресурсов: соседей или родственников семьи.
Родительский тренинг широко использовался для помощи родителям детей с умственной
отсталостью. В данном случае центром внимания становится приобретение ребенком навыков, а не
смягчение поведенческих проблем, как во многих других случаях, когда родители прибегали к помощи
тренинга (В. L. Baker, 1996). Родители обычно хорошо справляются со своей ролью основных педагогов
в течение нормального детства, так что родительский тренинг способствует концентрации внимания на
подготовке семьи к встрече с каждым новым препятствием.
Проект Portage — показательная программа, которая существует более 30 лет и введена в
нескольких странах (Сора, Lucinski, Olsen & Wollenburg, 1999). Дети, страдающие умственной
отсталостью, от младенчества до 6 лет обучаются дома, родителями. Терапевт еженедельно посещает
семью на дому, обеспечивает обратную связь, оценивает результаты и моделирует способы обучения
новым паттернам поведения. Программа состоит из ряда паттернов поведения в пяти областях навыков:
когнитивной, речевой, самообслуживания, моторных навыков и социализации. Поскольку каждый из
этих навыков разбит на маленькие дискретные шаги, программа относительно проста в изучении и
применении, также одновременно повышается компетенция ребенка и компетенция родителей.
Существует три критических, хотя не исключительных, периода в жизненном цикле семьи, во
время которых родительский тренинг и семейное консультирование наиболее благоприятны. Первый
период захватывает младенчество и раннее детство ребенка, когда родители сталкиваются с
нарушениями у ребенка, и им может требоваться помощь в изучении способов обеспечения адекватной
стимуляции раннего формирования речи и сходных навыков развития. Второй критический период
наступает в дошкольные и школьные годы, когда родители часто желают узнать, какой способ обучения
их ребенка базовым академическим и социальным навыкам будет наилучшим. Интенсивные
программы, отнимающие значительную часть времени родителей, обычно лучше подходят в
дошкольном возрасте, когда семья наиболее сосредоточена на вопросах развития ребенка (С. Е.
Cunningham, Bremner & Secord-Gilbert, 1993). Наконец, беспокойство родителей вновь усиливается во
Hosted by uCoz