Navigation bar
  Print document Start Previous page
 342 of 537 
Next page End  

время вступления ребенка во взрослую жизнь. В этом возрасте ребенок уже не ходит в школу, и встают
новые вопросы о его жилье, занятости, отношениях и финансовых планах, связанные с самостоятельной
жизнью (В. L. Baker, 1996).
Некоторые дети и подростки с умственной отсталостью живут в постоянных центрах помощи,
жилых центрах, берущих на себя ответственность и функции членов семьи. Постоянные центры
помощи трудно назвать полноценным замещением семейной любви и внимания, хотя в некоторых
обстоятельствах они могут быть необходимы и полезны, например при агрессивном поведении ребенка
или при потребности в специализированном речевом тренинге или выработке социальных навыков,
которые не могут быть обеспечены ни дома, ни в условиях школы. Постоянный центр помощи может
быть дневным стационаром, тогда ребенок возвращается домой каждый вечер и на каждые выходные,
или же закрытым стационаром, и в этом случае визиты домой более редки. Некоторые из постоянных
центров помощи могут обслуживать лишь несколько детей одновременно, напоминая собой большой
дом, а другие могут быть огромными, многопрофильными комплексами, обслуживающими людей всех
возрастов с различными нарушениями.
Результаты исследований показали, что независимо от структуры программы постоянной
помощи, вовлечение семьи играет решающую роль в адаптации детей к подобным условиям и
извлечении из этого пользы. Центры, предлагающие способы вовлечения родителей в свою
деятельность, например посещения по выходным дням и участие в классных мероприятиях, усиливают
привязанность детей, страдающих умственной отсталостью, к своей семье (В. L. Baker & Blacher, 1993).
Живет ли ребенок или подросток, страдающий умственной отсталостью, дома или в постоянном
центре помощи, ему нужно посещать обычную школу, по крайней мере часть дня. Движение за
включение призывает к интеграции людей с нарушениями в обычные классы, независимо от тяжести
нарушения. Это движение по-новому осветило проблему, как воспринимают людей с нарушениями
специалисты и сверстники, не страдающие умственной отсталостью, как относятся к ним. Специалисты
в сфере психического здоровья, ищущие способы максимально повысить шансы на социальное
принятие таких людей, должны отстаивать свою точку зрения в бесчисленных вопросах, возникающих
в связи с проблемой интеграции (Kavale & Forness, 2000).
Итоги раздела
- Терапевтическое вмешательство является наиболее успешным, когда проходит на раннем этапе
развития, особенно в дошкольные годы.
- Терапевтическое вмешательство при умственной отсталости у детей подбирается
соответственно индивидуальным потребностям и способностям ребенка и является интегрированным с
семьей, школой и обществом.
- В программу успешного вмешательства обычно входят тренинг, основанный на принципах
бихевиоризма, и образовательные компоненты, дающие специфические навыки и смягчающие
нежелательное поведение.
Ключевые термины
Общий интеллект (general intellectual functioning)
Адаптивное функционирование (adaptive functioning)
Легкая умственная отсталость (mild mental retardation)
Умеренная умственная отсталость (moderate mental retardation)
Тяжелая умственная отсталость (severe mental retardation)
Глубокая умственная отсталость (profound mental retardation)
Полемика сторонников теории развития и сторонников теории различий (developmental versus
difference controversy)
Теория различий (difference viewpoint)
Аутоагрессивное поведение (self-injurious behavior)
Органический вид (organic group)
Культурно-семейный вид (cultural-familial group)
Генотип (genotype)
Фенотип (phenotype)
Наследуемость (heritability)
Hosted by uCoz