Navigation bar
  Print document Start Previous page
 344 of 537 
Next page End  

патологии, однако сейчас нам известно, что они представляют собой различные расстройства.
Аутизм был описан в 1943 году психиатром Лео Каннером (Leo Kanner), когда он наблюдал за
11-ю детьми, которые в течение первых лет своей жизни полностью замкнулись в себе. Они не
воспринимали других людей, избегали зрительного контакта, не проявляли ни малейшего понимания
социальной стороны жизни, частично или полностью не могли овладеть речью и постоянно повторяли
одни и те же стереотипные движения. Для этих детей также были характерны персеверации, когда
ребенок проявляет болезненно маниакальную настойчивость, требуя, чтобы каждый раз в неизменном
виде воспроизводились его любимые ритуалы и занятия, нарушить которые не может никто, кроме него
самого. Родители описывают таких детей как «замкнувшихся в своей скорлупе» или как «одиноких
волчат», которые «не замечают ничего вокруг» и «ведут себя так, словно рядом с ними никого нет»
(Kanner, 1943, стр. 242).
Каннер (1943, 1944) назвал наблюдаемое им расстройство ранним инфантильным аутизмом
(early infantile autism) (слово аутизм буквально означает «внутри себя»). Он определил основную черту
аутизма как «проявляющуюся с самого начала жизни неспособность детей соотносить себя обычным
образом с людьми и ситуациями» (1943, стр. 242). По словам Каннера, для этих детей характерно
«крайнее аутическое одиночество», заставляющее их замыкаться в себе, игнорировать внешний мир и
отвергать все, что от него исходит (стр. 242). Принимая во внимание ранний возраст, в котором
наступает заболевание, Каннер пришел к выводу, что причиной аутизма является врожденная
неспособность к установлению близких отношений с другими людьми.
Каннер описал родителей исследуемых им детей как педантичных интеллектуалов — холодных
и отстраненных в отношениях с другими людьми. Он назвал их «замороженными родителями»
(refrigerator parents). И хотя Каннер был уверен, что аутизм является врожденным расстройством, он
также подготовил почву для теории, согласно которой «ключевым фактором, способствующим
развитию инфантильного аутизма, является желание родителей, чтобы их ребенок вовсе не появлялся на
свет» (Bettleheim, 1967, стр. 125). Однако первоначальное предположение о том, что характерный для
аутизма уход в себя является защитной реакцией ребенка на холодный интеллектуализм и враждебность
родителей, не получило поддержки со стороны других исследователей (Rutter, 1999). Дети, страдающие
аутизмом, не уходят от реальности вследствие своего психического расстройства
скорее, они не
могут войти в нее в силу обширных и тяжелых нарушений индивидуального развития (Rutter, 1991а).
Пользуясь словами Клары Кларк (Clara Clark), матери ребенка, страдающего аутизмом: «Поведение
аутичного ребенка нельзя назвать уходом от мира, потому что он с самого начала никогда ему не
принадлежал» (Adler, 1994, стр. 248). В настоящее время аутизм рассматривается как биологически
обусловленное хроническое нарушение развития (lifelong developmental disability), проявляющееся в
первые годы жизни ребенка (Rutter, 2000a).
Джей: Ненормальный, знающий о том, что он ненормальный.
Мой восьмилетний сын страдает аутизмом. Аутизм делает человека ненормальным,
неприспособленным к миру Я знаю это, Джей тоже знает это. Он хочет найти выход. «Ты уже
нормальный?» — спрашивает он себя, хлопая руками, как крыльями. «Я уже», — поправляю я его. «Я
уже нормальный?» — его пронзительный голос становится раздражительным. Его голубые глаза
пристально всматриваются в меня. «Нет еще, если ты кричишь, лягаешься и кусаешь людей», —
отвечаю я. «Ты хочет быть нормальным!», — вопит он, валится на пол и молотит ногами по воздуху
«Нормальным, нормальным... Эта программа увидела свет благодаря финансовой поддержке таких
телезрителей, как вы. Эта программа увидела свет также при... Стоп. Хватит». Я затыкаю уши и
начинаю тихо покачиваться, имитируя его поведение.
Как только Джей просыпается, он тут же вскакивает с постели, бросается к музыкальному
центру, надевает наушники и напряженно вслушивается в мелодии «Призрака оперы». [Популярный
мюзикл Эндрю Ллойда Вебера, поставленный в 1986 году по одноименному роману французского
писателя Гастона Леру (1910). Согласно легенде, человек с обезображенным лицом, скрытым под
маской, влюбляется в молодую оперную певицу и похищает ее. Существует также несколько
кинематографических и театральных версий этого романа. — Примеч. ред.] Если там стоит не
«Призрак», а другой диск, он начинает кричать, пинать стол, опрокидывать стулья и пытается
ударить всех, кто попадется под руку. Затем он внезапно принимается плакать; в его всхлипываниях
слышится бесконечно глубокое, недетское горе. Чуть позже он берется за свои учебники и начинает
складывать и вычитать числа или пускается в скрупулезное перечисление вчерашних событий. С
трудом контролируя свои движения, он исписывает страницу за страницей похожими на иероглифы
Hosted by uCoz