Navigation bar
  Print document Start Previous page
 345 of 537 
Next page End  

буквами и цифрами. Целыми днями он ищет апострофы, высматривая их на дорожных знаках, на
продуктовых пакетах, в книгах. «Это апостроф?» — его тело вздрагивает, а к глазам подступают
слезы радости. Но его настоящие друзья — ведущие теленовостей. Он с нетерпением ждет, когда они
появятся на экране, а их исчезновение становится для него трагедией. В особых случаях он вставляет
в свои разговоры с ними испанские слова. «Завтра вместо Тома Броко передачу будет вести Джейн
Поули. Том, ты что болен? Увидимся Lunes
[В понедельник]. Увидимся Manana
[Завтра], Джейн
Поули.» Установленный им порядок является священным. Я не смею покушаться на него
(адаптировано из: Swackhamer, 1993).
Дети, страдающие аутизмом, ведут себя странным, непривычным, а нередко и загадочным
образом. Они могут визжать от радости, увидев или услышав, как вращаются колеса их игрушечной
машинки, и в то же время игнорируют попытки других поиграть с ними, а то и закатывают по этому
поводу настоящую истерику. Иногда они смотрят сквозь тебя так, словно ты стеклянный, а в другой раз
уставятся прямо тебе в глаза или потащат тебя за руку к желаемой цели.
Вы разговариваете с аутичным ребенком, но он не отвечает, ведет себя, словно глухой, и тут же
оборачивается, услышав легкий шелест конфетной обертки в соседней комнате.
Многие дети, страдающие аутизмом, боятся и избегают шумных или движущихся предметов —
текущей из крана воды, качелей, эскалаторов, игрушек на батарейках и даже ветра. Один ребенок
настолько боялся пылесоса, что не мог пройти мимо кладовой, где тот хранился. Когда включали
пылесос, он убегал в гараж и закрывал ладонями уши. Тем не менее этот ребенок не обращал никакого
внимания на рев машин, мчавшихся мимо него по скоростной автостраде. Хотя дети, больные
аутизмом, многого боятся, некоторые предметы или занятия могут их особенно привлекать, например
вращающийся фен, мигалка. Джея больше всего привлекали телеведущие. У таких детей нередко
развиваются необычные привязанности или необъяснимый интерес к отдельным объектам, которыми
могут стать резиновые ленты, обрывки наждачной бумаги, ниток, либо, как в случае с Джеем,
апострофы.
Ребенок, страдающий аутизмом, может поднять крик и начать бросаться на людей, если кто-то
передвинул стул в его комнате, или если, как в случае с Джеем, в музыкальном центре стоит «не тот»
компакт-диск. Он может часами играть, сидя в углу комнаты, и бесконечно повторять одни и те же
движения или действия — покачиваться, выкладывать предметы в ряд, хлопать руками или щелкать
пальцами, перелистывая страницы журнала. Такие дети, как правило, не видят целостной картины
происходящего, а концентрируют все свое внимание на какой-либо мельчайшей детали предмета или
события, относящегося к их собственному миру, как, например, к крохотному пятну на своей рубашке.
Если большинство из нас видят высокие деревья, составляющие лес, то внимание ребенка, страдающего
аутизмом, скорее всего, будет приковано к сосновой иголке.
Благодаря описаниям взрослых, страдающих аутизмом и отличающихся высоким уровнем
развития интеллекта, мы имеем возможность проникнуть во внутренний мир человека, которого с
самого раннего детства и на протяжении всей жизни сопровождало это заболевание. Мы познакомимся
с реконструкцией личного опыта Джерри — взрослого человека, больного аутизмом, но имеющего
нормальный уровень интеллекта.
Джерри: Страх и порядок.
По словам Джерри, его детские переживания можно свести к двум основным эмоциональным
состояниям: замешательству и ужасу. Через все воспоминания Джерри постоянно проходит одна и
та же тема — впечатления человека, оказавшегося в пугающем его мире, обрушивающем на него
поток болезненных стимулов, — в мире, который невозможно подчинить своему контролю. Все звуки
представляют собой оглушительный шум, а запахи обладают парализующей силой. Кажется, здесь
нет ничего постоянного; все шокирует своей непонятностью и непредсказуемостью. Особенно много
проблем доставляют одушевленные предметы. Воспоминания о собаках вызывают у Джерри
замешательство и дрожь. В детстве он считал их человекоподобными существами, поскольку они
могут двигаться по собственной воле. Однако они не были похожи на настоящих людей, и эта загадка
не давала ему покоя. Собаки отличались особенной непредсказуемостью: они могли сорваться с места
без всякой видимой причины. Джерри до сих пор боится собак.
Джерри боялся также других детей, полагая, что они могут как-то причинить ему боль. Он
никогда не мог предсказать или объяснить их поведение. О начальной школе Джерри вспоминает с
Hosted by uCoz