Navigation bar
  Print document Start Previous page
 350 of 537 
Next page End  

почти не развиваются, тогда как у других может наблюдаться значительный прогресс речевых навыков;
они могут стать и более общительными. Значительное улучшение, скорее всего, может наступить у
таких детей, как Джон, который не является умственно отсталым, и овладел речью в раннем возрасте.
Итоги раздела
- Согласно Руководству DSM-IV-TR, аутизм определяется как тяжелая форма патологии,
проявляющаяся до трехлетнего возраста и характеризующаяся нарушениями социальных функций, речи
и общения, а также наличием нетипичных интересов и форм поведения.
- Аутизм является спектральным расстройством, что означает, что его типичные симптомы и
проявления могут встречаться в различных комбинациях и отличаться различной степенью тяжести.
Главные характеристики аутизма
Несмотря на полувековую историю исследований, среди ученых до сих пор не прекращаются
споры о том, какие признаки аутизма являются главными. Поскольку аутизм представляет собой редкое
расстройство, имеющее разнообразные формы проявления, он довольно трудно поддается изучению.
Сложности исследования аутизма вызваны также взаимосвязанным характером социального,
когнитивного, речевого и эмоционального развития в первые годы жизни ребенка. Нарушения любой из
этих функций отражаются и на всех остальных областях функционирования. В частности, проблемы в
сфере социального развития влекут за собой отставание в речевом развитии, и наоборот.
Аутизм представляет собой не отдельное нарушение, а, скорее, включает в себя несколько
расстройств, влияющих на развитие социального взаимодействия, а также на эмоциональное, речевое и
когнитивное развитие (Romanczyk, Weiner, Lockshin & Ekdahl, 1999). Поэтому при рассмотрении
различных характеристик аутизма мы должны иметь в виду, что все они являются взаимосвязанными, а
не проявляются изолированно друг от друга (Klinger & Dawson, 1996).
Нарушения социального взаимодействия
Дети, страдающие аутизмом, испытывают значительные трудности в общении с другими
людьми, даже если их интеллектуальные способности превышают средний уровень (Grossman, Carter,
Volkmar, 1997). С самого раннего возраста у них проявляются проблемы, связанные с формированием
навыков, оказывающих решающее влияние на социальное развитие, таких как подражание, ориентация
на социальные стимулы, концентрация внимания вместе с другими людьми на одних и тех же объектах,
распознавание эмоциональных состояний окружающих людей, а также участие в играх, требующих
работы воображения (make-believe play: «представь, что...»). В более старшем возрасте они редко
первыми идут на контакт с окружающими и по большей части не реагируют на их эмоциональные
проявления.
У таких детей слабо выражена социальная направленность собственного поведения, а также
восприимчивость к социальным аспектам поведения других людей, они редко делятся своими
переживаниями и эмоциями с окружающими. У детей, страдающих аутизмом, также наблюдаются
проблемы с узнаванием лиц (Klin et al., 1999). Кроме того, им сложно интегрировать социальные,
коммуникативные и эмоциональные аспекты собственного поведения, что требуется, например в
случае, когда нужно поздороваться с входящим в комнату знакомым человеком. Дети, страдающие
аутизмом, не воспринимают окружающих как социальных партнеров. Это нередко приводит к тому, что
они начинают относиться к другим людям, как к предметам, а их действия часто оказываются
направленными не на человека в целом, а на отдельные части его тела, как это происходит, когда
ребенок направляет свою агрессию только на руку удерживающего его человека (Carr & Kemp, 1989;
Phillips, Gomez, Baron-Cohen, Laa & Riviere, 1995).
Дети, страдающие аутизмом, обнаруживают также проблемы, связанные с сонаправленным
социальным вниманием (joint social attention), то есть способностью направить внимание другого
человека на объект общего интереса (G. Dawson, Meltzoff, Osterling, Rinaldi & Brown, 1998).
Способность поддерживать сонаправленное социальное внимание, которая вырабатывается у
нормальных детей к 12-15-месячному возрасту, требует настройки с другим человеком на единую
волну. В этом случае ребенок направляет внимание другого человека на объект: он указывает на него
Hosted by uCoz