Navigation bar
  Print document Start Previous page
 354 of 537 
Next page End  

verbal behavior), такие как речевая персеверация (perseverative speech) (постоянное повторение
бессмысленных слов или фраз), а также непрерывное спрашивайте, могут выполнять для ребенка,
страдающего аутизмом, целый ряд коммуникативных функций, а также способствовать
индивидуальному развитию (communicative and developmental fucntions). Эти необычные формы речи
могут выражать стремление ребенка общаться, хотя и столь примитивным способом (Prizant, 1996;
Prizant & Wetherby, 1989).
Начальные трудности, возникающие у аутичных детей, усваивающих язык, не столь значительны
на фонетическом, лексическом, грамматическом и семантическом (имеется в виду значение слов)
уровнях, по сравнению с теми тяжелыми нарушениями, которые обнаруживаются у них в речевой
прагматике — т. е. в адекватном использовании речи в социальном и коммуникативном контексте.
Пример прагматического использования речи, точнее, в данном случае — пример непонимания речевой
прагматики, приведен на рис. 10.2. По сути, вопрос: «Ты можешь поднять трубку?» является просьбой
выполнить данное действие, а не выяснением того, в состоянии ли ребенок это сделать. Чтобы
осмыслить это, ребенок должен не только понимать значения слов, он должен суметь правильно
интерпретировать контекст, в котором используется данная фраза.
-
(Звонит телефон)
- Ты можешь поднять трубку?
-
Да. (продолжая бездействовать)
Рис. 10.2. Дети, страдающие аутизмом, испытывают трудности, связанные с прагматическим
использованием речи. (Источник: U. Frith, 1989).
Аутичные дети, не имеющие навыков прагматического использования речи, часто не могут
понять переносного (nonliteral) значения чужих слов, а также адаптировать характер собственной речи к
ситуации, в которой они находятся (G. Dawson, 1996; Tager-Flusberg, 1993).
Дети, страдающие аутизмом, понимают речь в буквальном смысле. Часто значение того или
иного слова жестко закрепляется за контекстом, в котором оно впервые было усвоено ребенком, и не
претерпевает никаких дальнейших изменений. Например, ребенок, который выучил слово «да», когда
примерял погоны отца, может решить, что слово «да» означает только желание примерить погоны отца,
и использовать его лишь в этом значении. Ему трудно отделить слово «да» от конкретного контекста и
применять его в широком смысле как подтверждающую реплику. Мы уже приводили пример, в котором
слово «нормальный» связывалось только с кнопкой на стиральной машине.
Тенденция закреплять значения слов за совершенно определенной ситуацией отражена в
воспоминаниях о своем детстве Донны Уильямс (Donna Williams, 1992), взрослой женщины,
страдающей аутизмом:
Все, что говорили мне люди, если я была в состоянии воспринять их речь как нечто большее, чем
просто слова, всегда понималось мною применительно лишь к конкретному моменту или ситуации.
Как-то раз меня строго отчитали за то, что я нарисовала картинку на стене здания Парламента во
время экскурсии, и я обещала, что больше никогда не буду этого делать. Но уже через десять минут
меня застали рисующей другую картинку на стене школы. На самом деле я вовсе не игнорировала то,
что мне говорили, как и не пыталась дурачиться: я не воспринимала свой последний поступок
(рисование на стене школы) как точное повторение предыдущего (рисование на стене здания
Парламента). Мое поведение приводило в недоумение других, но и они приводили меня в недоумение.
Дело было не в том, что я не считала нужным выполнять их правила, а, скорее, в том, что я просто не
могла запомнить такое количество правил, относящихся к конкретным ситуациям. (стр. 69)
Затруднения, связанные с прагматической функцией речи, испытывают даже те аутичные дети,
которые смогли усвоить правила построения предложений и приобрести большой словарный запас.
Кроме того, у них остаются проблемы, связанные с развитием как вербальных, так и невербальных
навыков, что свидетельствует об их неспособности понимать мысли, чувства и намерения других
людей. На невербальном уровне их монотонный голос и отсутствие жестов говорят о трудностях в
выражении эмоций. На вербальном уровне они испытывают проблемы, связанные с построением
связных текстов (narrative discourse), о чем свидетельствуют их крайне бедные рассказы, а также
затруднения, связанные с неспособностью использовать переносное значение слов, или сложности при
передаче другим людям необходимой информации. В более старшем возрасте, они редко соблюдают
Hosted by uCoz