Navigation bar
  Print document Start Previous page
 361 of 537 
Next page End  

позволяет расширять анализируемый контекст (U. Frith, 1993). Интерпретируя стимулы в обобщенной
форме, мы можем извлекать общий смысл из сложной информационной структуры и запоминать
главные ее элементы, а не отдельные детали. Было высказано предположение, что у лиц, страдающих
аутизмом, данная способность проявлятеся очень слабо, и им свойственно обрабатывать информацию,
анализируя ее элементы и детали и не пытаясь составить общую картину. (U. Frith & Нарре, 1994).
Понимание смысла слов, жестов и чувств других людей может быть крайне трудной задачей для
человека с неразвитой тенденцией к центральной когерентности, о чем свидетельствует высказывание
Донны Уильямс, взрослой женщины, страдающей аутизмом, которая подробно описала переживания
человека, имеющего это расстройство:
Трудно проявлять интерес и внимание к чувствам другого человека, когда ты воспринимаешь
сначала его туловище, затем руку, глаз, нос, и другие части тела, которые движутся перед тобой без
всякой взаимосвязи друг с другом и в полном отрыве от контекста (Nemeth, 1994).
Подтверждением гипотезы о слабом стремлении к интерпретации стимулов в обобщенной форме
(т. е. к центральной когерентности) у лиц, страдающих аутизмом, является тот факт, что эти люди
показывают очень высокие результаты при выполнении задач, требующих прежде всего концентрации
внимания на отдельных деталях предъявляемых стимулов, а не на общем паттерне или композиции. На
рис. 10.4 приведены два примера такого рода задач: Субтест «Композиции из кубиков» теста Векслера
(Block Design subtest of the WISC) и Тест на обнаружение включенных фигур (Embedded Figure Test)
(Jolliffe & Baron-Cohen, 1997). Относительное преимущество лиц, страдающих аутизмом, при
выполнении этих тестов может быть обусловлено тем, что им свойственна спонтанная ментальная
сегментация композиции на несвязанные и лишенные смысла фрагменты. Такая ментальная
сегментация, по-видимому, облегчает им воспроизведение из данных блоков всей композиции или
идентификацию фигуры, включенной в рисунок, что позволяет им добиваться высоких результатов в
этих тестах.
Композиции из кубиков
Скрытые фигуры
Hosted by uCoz