Navigation bar
  Print document Start Previous page
 373 of 537 
Next page End  

Мать терпеливо и упорно добивается от дочери ответа, держа в руке пакет с чипсами. Но
Эмилия бежит к электрорадиатору забирается на него и начинает раскачиваться. Когда мать
снимает ее оттуда, она пронзительно кричит, отбивается и с плачем катается по полу. Через
минуту истерика проходит и урок начинается заново. На этот раз Эмилия смотрит на мать и
произносит «да», протягивая руку к чипсам. «Молодец, видишь, у тебя получилось, я знала, что у тебя
обязательно получится», — мать девочки сияет. С помощью вознаграждений мать Эмилии сумела
расширить словарный запас девочки уже до двадцати двух слов. Для родителей это фантастическое
достижение.
«Нам приходится ее мотивировать, — говорит мать, которой удается отдохнуть лишь пару
раз в месяц, когда они с мужем выбираются вечером куда-нибудь в город. — Если с ней не заниматься,
она куда-нибудь залезет или спрячется и просидит там целый день. Я не переживу если ее придется
отправить в психиатрическую больницу где она будет полностью отрезана от мира. Я чувствую, что
мы мало-помалу находим нужный подход. — Тяжело вздохнув, мать продолжает: — Раньше она на
нас вообще внимания не обращала. Она никогда не проявляла к нам нежности, даже не смотрела нам в
глаза. А теперь она на меня смотрит и говорит: «мама». Иногда она обнимает меня. Такое бывает не
каждый день, но когда это случается, у меня просто сердце замирает» (адаптировано из Semenak,
1996).
Пример Эмилии дает нам возможность понять те трудности, разочарования и надежды, которые
испытывают члены семьи, прилагая все усилия для того, чтобы их ребенок стал нормальным человеком.
Общий обзор наиболее эффективных методов работы с аутичными детьми и членами их семей
представлены в табл. 10.2. В их число входят: общие стратегии, помогающие вовлечь ребенка в
терапевтический процесс; специальные методики, направленные на снижение деструктивности
поведения; программы обучения адекватному социальному поведению и развития коммуникативных
навыков. Участие родителей в таких программах позволяет им самим взять на себя важную роль в
процессе лечения своего ребенка и справиться со сверхнагрузками, которые возникают при воспитании
аутичных детей. При этом лечебные методики часто являются составной частью многоцелевых
программ раннего вмешательства (Newsom, 1998; Schopler & Mesibov, 2000; Schreibman & Koegel,
1996). Кроме того, широкое распространение получили образовательные программы, а в ряде случаев
успешно используются также медикаменты (в частности рисперидон (risperidone)), с целью устранения
нежелательных поведенческих симптомов (McDougle et al, 1997, 2000).
Таблица 10.2. Обзор методов лечения аутизма
Начальные стадии лечения
-
Установление раппорта
-
Формирование подготовительных навыков обучения
-
Частичное или полное устранение деструктивных форм поведения
Обучение адекватным формам социального поведения
-
Обучение навыкам подражания и наблюдения
-
Выражение эмоций
-
Социальные игры и социальные групповые навыки
-
Программы вмешательства с участием сверстников (Peer-mediated intervention)
-
Процедуры, инициируемые сверстником
-
Процедуры, инициируемые ребенком
-
Процедуры, инициируемые братьями или сестрами ребенка
Обучение адекватным коммуникативным навыкам
-
Речевое оперантное обусловливание (Operant speech training)
-
Вербальная имитация
-
Рецептивное обозначение (Receptive labeling)
-
Экспрессивное обозначение (Expressive labeling)
-
Тренинг, использующий естественно возникающие случайные возможности (Incidental teaching)
-
Обучение языку жестов
Участие семьи
-
Обучение родителей
-
Консультирование родителей
Программы раннего вмешательства
Hosted by uCoz