Navigation bar
  Print document Start Previous page
 377 of 537 
Next page End  

им помощи колеблется в значительных пределах. Программы раннего вмешательства также
благотворно влияют на процесс общего развития детей, о чем свидетельствуют результаты тестов,
определяющих уровень развития и интеллекта, а также наблюдения в условиях учебных классов (G.
Dawson & Ostreling, 1997).
Проект лечения раннего аутизма (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе) (The UCLA
Young Autism Project). Проект начал свою работу около 35 лет назад под руководством Айвара Ловааса.
Данный проект является наиболее разработанной и предполагающей наибольший объем помощи
программой раннего вмешательства; в программе участвуют дети в возрасте от полутора лет; кроме
того, это единственная программа, эффективность которой можно было оценить по отношению к
контрольной группе детей того же возраста, участвовавших в менее интенсивной программе лечения
аутизма (McEachin, Smith & Lovaas, 1993; Т. Smith & Lovaas, 1998). Результаты прохождения
программы тремя детьми, характеризующимися различным уровнем функционирования, описаны во
врезке 10.6.
Врезка 10.6
Крис, Вэл и Нилс: Проект UCLA
Крис: Аутизм при средней умственной отсталости.
Состояние до начала лечения (Pretreatment). Крис перестал говорить в возрасте 18-ти месяцев.
До начала лечения он не отзывался на собственное имя. Крис не играл ни со своими сверстниками, ни с
игрушками; не мог крутить волчок и просеивать песок. У него были частые истерики; рассердившись,
он нередко кусал мать или брата.
Уровень функционирования в настоящий момент. За 10-летний период с Крисом было проведено
около 15 тысяч часов индивидуальных занятий. Его коэффициент интеллекта не изменился, однако
уровень развития навыков адаптации и самообслуживания повысился, так что сейчас Крис активно
участвует в жизни семьи.
Речевые навыки. Мать Криса: «Речевые навыки даются Крису с большим трудом, так что
приходится сопровождать каждое произносимое слово знаками. За прошедшие десять лет Крис выучил
около двухсот слов. Мы выбирали те слова, которые, как нам кажется, особенно нужны ему в
повседневной жизни».
Планы на будущее. Мать Криса: «Мы очень много работали все эти десять лет; значительная
часть этого времени была для нас тяжелым испытанием. Мы надеемся, что к двадцати годам Крис
сможет работать кондуктором или помощником повара, или выполнять какую-либо работу в саду. Он
может жить у нас дома, а возможно, и в условиях специальной группы, но этот вопрос пока остается
открытым».
Вэл: Аутизм при незначительной умственной отсталости
Состояние до начала лечения (Pretreatment). Вэл страдал эхолалией, был очень агрессивным, не
играл ни с другими детьми, ни с игрушками, и отвергал проявления нежности. Он часто с силой хлопал
в ладоши, глядя на них, обнюхивал различные предметы, ходил по замысловатым траекториям на полу.
Уровень функционирования в настоящий момент. После лечения коэффициент интеллекта Вэла
повысился на 23 балла — с 34-х до 57-ми. Его состояние улучшилось настолько, что его можно было
поместить в один класс с детьми, имеющими легкую степень умственной отсталости или легкие
нарушения речи. Мать Вэла: «Он уже достаточно хорошо говорит, хотя я знаю, что нужно еще
заниматься... Потому что когда он говорит... ему трудно составлять слова вместе».
Речевые навыки. Вэл разговаривает со своим терапевтом:
В: Что ты делал — выходные?
Т: Я ездил в Диснейлэнд.
В: И на чем ты катался?
Т: На чем катался? Сейчас вспомню. Я плавал на пиратской шхуне и ездил на динозавре
(Matterhorn).
В: Я не ездил на динозавре.
Т: Нет, а почему?
В: Потому что я боюсь.
Планы на будущее. Мать Вэла: «Не знаю, закончит ли он школу, но мне кажется, что он сможет
Hosted by uCoz