Navigation bar
  Print document Start Previous page
 391 of 537 
Next page End  

Реверсия (повторение) местоимений (pronoun reversal)
Эхолалия (echolalia)
Прагматика (pragmatics)
Самостимулирующее поведение (self-stimulatory behaviors)
Теория распознавания психических состояний (ТоМ) (theory of mind, ToM)
Ментализация (mentalization)
Центральная когерентность (central coherence)
Дискретные методы обучения (discrete trial training)
Метод использования естественно возникающих случайных возможностей (incidental training)
Метод речевого оперантного обусловливания (operant speech training)
Синдром Аспергера (PA) (Asperger's Disorder)
Синдром Ретта (Rett's disorder)
Дезинтегративное расстройство у детей (Childhood disintegrative disorder)
Другие тяжелые нарушения развития схожей специфики (Pervasive Development Disorder Not
Otherwise Specified, PDD-NOS)
Детская шизофрения (Childhood-onset schizophrenia)
Шизофрения (schizophrenia)
Бред (delusions)
Галлюцинации (hallucinations)
Сопутствующие симптомы и патологические процессы (related symptoms and comorbidities)
Модель предрасположенности и стресса (vulnerability-stress model)
Коммуникативная девиантность (communication deviance)
Нейролептики (neuroleptics)
Глава 11. Коммуникативные расстройства и нарушения развития школьных навыков
Каждый человек полон желаний и замыслов, но он не в состоянии ясно запечатлеть их в своем
воображении. Образы и звуки окружают вас повсюду, но вы не можете сосредоточить внимание
настолько, чтобы уловить их смысл. Когда вам показывают, как нужно читать или складывать, то
кажется, будто буквы и цифры выглядят и звучат совсем одинаково. В той или иной степени все люди
испытывают подобные трудности, однако среди детей и подростков с расстройствами коммуникации и
нарушением развития школьных навыков это весьма обычное явление. Бывает, что они с трудом
справляются с ежедневными заданиями, и это приводит их в замешательство, расстраивает и в
конечном счете становится причиной целого ряда неудач в учебе и понижает самооценку.
Дети с расстройствами коммуникации или с нарушением развития школьных навыков могут
учиться: они так же умны, как и их сверстники. Как правило, расстройства отрицательно влияют лишь
на отдельные аспекты обучения; эти расстройства редко приобретают серьезную форму и нарушают
нормальный ход жизни, однако они способны вызывать глубокие стрессы. Рассмотрим случаи Джеймса
и Франсины.
Джеймс: Способный, но не может читать.
Джеймс, 9 лет, вызывал все большее беспокойство учителя: «Джеймс, несомненно, очень
способный мальчик, и он стремится все делать хорошо. Я заметил, что он любит искусство и ему
нравится рисовать. Но когда я прошу его выполнить какое-нибудь задание в классе, он страшно
нервничает. Такое впечатление, будто школа внушает ему страх. И он жалуется на то, что не
понимает смысла некоторых слов, пытаясь их прочитать. Я боюсь, что со временем положение
усугубится, и у Джеймса возникнут другие проблемы с учебой и с друзьями. Иногда у него случаются
приступы ярости, и он с трудом успокаивается. Если Джеймс пытается что-то сделать, но все
получается не так, как ему бы хотелось, он выходит из себя и начинает изо всех сил бить кулаками по
стене».
Все это хорошо знакомо матери Джеймса. Она знает, что ее сын способен увлечься каким-
нибудь занятием, только если ему позволят все делать по-своему Она вспомнила время, когда мальчик
еще только учился ходить: бывали моменты, когда он так сильно беспокоился и волновался, что с
трудом засыпал и чувствовал себя совсем больным. Она поделилась своими опасениями с учителем в
надежде выяснить причину состояния сына: «Пытаться заставить его читать дома — все равно,
Hosted by uCoz