Navigation bar
  Print document Start Previous page
 393 of 537 
Next page End  

<Медленно, но верно большинство детей учат буквы и алфавит, узнают, как использовать их при
чтении и написании слов. Однако детей с определенными нарушениями способности к обучению форма
и звучание различных букв все еще приводят в замешательство.>
Определения и история
Нарушение способности к обучению — это общий термин, описывающий трудности в обучении,
которые имеют место при отсутствии других очевидных условий, таких как задержка умственного
развития или травма мозга. Этот термин был заменен в DSM-IV-TR на более точные: нарушение
развития школьных навыков и коммуникативное расстройство;
однако ввиду распространенности
употребления этих терминов необходимо их разъяснить и охарактеризовать.
Нарушение способности к обучению влияет на то, как индивиды с нормальным или сильно
развитым интеллектом воспринимают информацию, запоминают ее и выражают свои мысли:
поступающая информация может не соответствовать сделанным из нее выводам. В отличие от
большинства физических недостатков, нарушение способности к обучению — скрытый изъян, который
трудно обнаружить у маленьких детей (Neuwirth, 1993). Так, дети с нарушением способности к
обучению часто сталкиваются не только с трудностями в чтении, письме или математике, но и с
нежеланием других людей понять, что их проблемы так же серьезны, как и явные физические
недостатки.
Это нарушение часто проявляется в школе и может не только препятствовать обучению чтению,
письму или математике, но также в будущем влиять и на многие другие стороны жизни
работу,
повседневные дела, отношения с близкими и друзьями. Некоторые нарушения носят достаточно узкий
характер и воздействуют на ограниченный ряд способностей, тогда как другие затрагивают достаточно
широкий спектр задач и социальных ситуаций. Каждый тип нарушения способности к обучению —
связан ли он с чтением, письмом, математикой или языком — характеризуется особыми определениями
и диагнозами.
Объем информации о расстройствах коммуникации и нарушении развития школьных навыков
быстро увеличивается благодаря росту научного интереса и проводимым в этой области исследованиям.
Сейчас мы понимаем, что нарушение способности к обучению — достаточно серьезная проблема, но
она не обязательно становится преградой на пути к знаниям. Например, многие известные люди,
которые испытывали трудности в обучении, использовали свои таланты необычным образом (Orton
Dyslexia Society, 1996):
Томас Эдисон, изобретатель;
Альберт Эйнштейн, физик;
Уинстон Черчилль, британский премьер-министр;
Вудроу Вильсон, американский президент;
Том Круз, актер.
<Немногие знают о том, что в раннем детстве у Альберта Эйнштейна были проблемы с речью и
языком, послужившие толчком для сделанного им колоссального вклада в развитие наук о природе.>
В Северной Америке дети с нарушением способности к обучению составляют большинство
среди детей, которые получают специальное образование (С. R. Johnson & Slomka, 2000). Однако
специалисты все еще ведут борьбу за точное название этого нарушения, ввиду многообразия его форм и
частично совпадающих симптомов.
Нарушение способности к обучению —
это общий термин, описывающий значительные
трудности в овладении одним или более из следующих умений: слушать, говорить, читать, писать,
логически рассуждать и считать. Нарушение способности к обучению не включает в себя проблемы,
обусловленные первоначально зрительными, слуховыми или двигательными нарушениями; задержкой
умственного развития, нарушением в эмоциональной сфере или внешними факторами. Нарушения,
связанные с эмоциональной или социальной сферой, а также другие виды дезадаптации могут
возникнуть в связи с проблемами в обучении, но сами по себе они не являются нарушением
способности к обучению (адаптировано из Individuals with Disabilities Education Act [IDEA], 1997).
В главе 9 мы описали интеллект как понятие, которое включает в себя развитие основных
когнитивных способностей, в том числе умение решать проблемы, навыки вербального общения и
способность рассуждать. Понятие общего интеллекта, описание которого дано ниже (см. врезку 11.1),
охватывает разнообразные формы интеллекта и предполагает, что каждый тип так же важен, как и
Hosted by uCoz