Navigation bar
  Print document Start Previous page
 397 of 537 
Next page End  

были предвестниками его последующих расстройств общения и обучения (Benasich, Curtiss & Tallal,
1993; B.A. Lewis, Freebarn & Taylor, 2000).
Фонология —
это способность запоминать и хранить фонемы, а также правила составления из
звуков смысловых соединений или слов. Нарушение этой способности является основной причиной
того, почему большинство детей и взрослых с нарушениями коммуникации и развития школьных
навыков имеют проблемы в области языка, такие как умение читать и писать.
Маленькому ребенку необходимо осознать, что речь разделена на фонемы (английский язык
содержит 44, такие как ba, ga, at и tr). Многим детям бывает очень трудно понять, что речь не состоит
из отдельных фонем, которые следуют одна за другой. Вместо этого звуки артикулируются
одновременно (накладываются друг на друга) для того, чтобы можно было говорить быстрее, чем при
произнесении их последовательно (Liberman & Shankweiler, 1991).
К семи годам около 80% детей в состоянии дробить слова и слоги на фонемы (Blachman, 1991),
но есть и такие, кто не может этого делать. Это дети, имеющие серьезные проблемы в овладении
навыками чтения (В. A. Shaywitz & Shaywitz, 1994).
При поступлении в школу ранние языковые проблемы становятся проблемами обучения, так как
детям приходится учиться соотносить разговорную речь с письменной. Детям, которым трудно
научиться читать и писать, так же трудно усвоить и систему соотношения букв и звуков. Эти дети не
могут правильно произносить звуки в слогах слов, что и называется недостатком фонологической
осведомленности и является предвестником проблем чтения (Frost, 1998).
Фонологическая осведомленность широкий обобщенный образ, который включает
распознавание связей, существующих между звуками и буквами, определение ритма и аллитерации, а
также знание того, что звуки могут составлять различные слоги в словах. Для выяснения уровня
фонологической осведомленности у школьников начальных классов учителя просят их рифмовать слова
или переставлять звуки. Например, учитель может сказать «кот» и попросить ребенка сказать слово без
первого звука к, или сказать «дом», а ребенок должен сказать слово без м. Чтобы оценить способность
ребенка соединять звуки, учитель может произнести, например, три звука т, р и и, и
посмотреть,
сможет ли ребенок произнести эти звуки вместе, сложив их в слово «три».
Наряду с тем что фонологическая осведомленность служит необходимым условием для
формирования навыков чтения, она также тесно связана с развитием экспрессивной речи (Edwards,
Fourakis, Beckman, & Fox, 1999). В процессе чтения тем, кто испытывает существенные трудности при
произнесении звуков, очень сложно дифференцировать фонемы, запоминать названия обычных
предметов и букв, а также хранить фонологические коды в кратковременной памяти, распознавать
фонему и воспроизводить некоторые звуки речи. Большей частью чтение и понимание зависят от
скорости и автоматической способности распознавать отдельные слова. Медлительные и
невнимательные дети сталкиваются с очень большими трудностями в понимании прочитанного (Lyon,
1996).
Итоги раздела
- Развитие речи базируется на врожденной способности и приобретенных возможностях учить,
хранить и воспроизводить основные звуки в языке, оно происходит очень быстро, в раннем детстве.
- Дефицит фонологической осведомленности — возможность различать звуки языка — является
главной причиной расстройств коммуникации и нарушений развития школьных навыков.
Расстройства коммуникации
Детям с расстройствами коммуникации (ранее известными как расстройства развития речи)
очень трудно произносить звуки речи, пользоваться разговорным языком для общения или понимать то,
что говорят другие люди. В DSM-IV-TR расстройства коммуникации включают диагностические
подкатегории: расстройство экспрессивной речи, фонологическое расстройство, смешанное
рецептивно-экспрессивное расстройство и заикание. Эти подкатегории различаются специфическим
характером одноименных заболеваний.
Напомним, что фонологические проблемы возникают раньше проблем с восприятием и
использованием языка. Из-за их большого сходства в дальнейшем мы будем говорить о расстройстве
экспрессивной речи — с целью привлечь внимание к тем проблемам раннего детства, которые
Hosted by uCoz