Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 537 
Next page End  

Собственные эмоциональные реакции могут быть для ребенка источником сильного стресса, и
это вынуждает его искать способы уменьшения силы испытываемых эмоций.
Наиболее адаптивный способ— поиск помощи и утешения извне (т. е. у взрослых), возможность,
благодаря которой ребенок постепенно вырабатывает и собственные способы управления эмоциями. В
целом можно сказать, что отказ или боязнь Джейка идти в
школу вызваны его тревогой по поводу
отсутствия матери (эти же эмоции он, вероятно, испытывал в более раннем возрасте), которая переросла
в глобальное и острое чувство беспокойства (Bowby, 1973).
3. Поведенческие и когнитивные влияния. Джейк уже давно числится среди отстающих но
чтению. Используя наши знания о принципах обучения, мы можем проанализировать сложившуюся
ситуацию с точки зрения событий, порождающих у мальчика страх и стремление избежать стрессовых
ситуаций и событий, поддерживающих в нем склонность к замкнутости, помогающей избежать
болезненных переживаний. Хроническая неуспеваемость Джейка, возможно, является следствием
дисциплинарных мер, которые применяются к нему в школе или дома — в частности, критики со
стороны родителей или особого отношения к нему как к отстающему со стороны учителей.
Не вдаваясь в излишние подробности отрицательного опыта раннего детства, явившегося
первоначальной причиной страха, развившегося у Джейка перед школой, используем по отношению к
его случаю поведенческий подход. Мы попытаемся воздействовать на внешние факторы, исходящие от
окружающей Джейка среды, такие как отношение родителей и учителей к его попыткам справиться со
школьной программой, и посмотрим, как это отразится на его успеваемости и повлияет на его
замкнутость.
При этом мы должны учитывать и другие особенности его школьного окружения,
способствующие боязни Джейка перед школой, такие, например, как насмешки и неприятие со стороны
одноклассников. Наблюдая за поведением Джейка в школе, мы сможем сузить круг возможных причин
его страхов, выработать возможные гипотезы относительно источников его учебных проблем, и, что
еще более важно — сможем найти возможные пути их решения.
Один из вариантов такого подхода — попытка изменить взаимные влияния поведения Джейка и
его последствий — так, увеличение вероятности поощрения может повлиять на усилия,
прикладываемые Джейком к выполнению заданий.
Важно также учитывать и когнитивные влияния, к которым относится интерпретация человеком
происходящих с ним событий. Как рассматривает свое положение сам Джейк, и насколько точно его
восприятие соответствует действительности? У тревожных детей часто вырабатывается система
взглядов, усугубляющая неудачи и приводящая к выводу, что их непременно ждет поражение,
независимо от затрачиваемых усилий (Greenberg, Lengua, Coie & Pinderhughes, 1999). Неудачи Джейка,
касающиеся чтения и других областей, связанных со школой, вероятно, заставляют его опасаться
появления в дальнейшем новых трудностей, связанных с учебой и общением с одноклассниками. Его
собственные слова подтверждают это предположение: «И они хотят, чтобы я чему-то научился, когда
сами считают меня тупым». «Я знаю, что не добьюсь ничего с такими мозгами. Мне противно думать о
школе».
Естественно, такие мысли могут только усиливать его тревожность и желание избегать школы
всеми возможными способами. Таким образом, его ожидания по поводу собственной успеваемости в
значительной степени омрачены страхом перед неудачей и насмешками со стороны других школьников,
и эта ситуация, безусловно, требует серьезного внимания. Высказывания детей о себе и другие
проявления особенностей их мышления предоставляют нам уникальную возможность заглянуть в их
внутренний мир и указывают пути решения детских проблем, которые мы могли бы упустить, наблюдая
лишь за их поведением.
4. Влияния со стороны семьи и социального окружения. Наше понимание причин трудностей
Джейка было бы неполным без учета влияний со стороны его семьи, сверстников, а также без учета
более широкого социального контекста (S. В. Campbell, Shaw & Gilliom, 2000). Хотя первоначальной
причиной неспособности Джейка к управлению эмоциями, вероятно, являлись взаимоотношения с
родителями в пору раннего детства, рассмотрение его нынешних отношений с учителями, сверстниками
и членами семьи может дать нам дополнительный материал для понимания сложившейся ситуации.
Если говорить о контексте семьи, то возникает вопрос
насколько родители Джейка осознают его
психологические особенности и проблемы, и способны ли они обучить его альтернативным стратегиям
поведения? Мать возлагает на сына большие надежды, разумея при этом ту же жизнь с теми же
проблемами (включая рабочие), что и у нее самой. И хотя она желает Джейку только добра, ее
поведение, пусть и вполне понятное, само по себе ставит перед нами проблему. Ее красноречивое
Hosted by uCoz