Navigation bar
  Print document Start Previous page
 403 of 537 
Next page End  

(«ва-ва-ва», «на-а-а-о»), всячески стараются избегать сложных звуков или слов или заменять их
другими. Рассмотрим случай четырехлетнего Саяда.
Саяд: Наследственность.
Родители Саяда слышали много пессимистичных прогнозов от друзей и родственников в связи с
проблемами в речи их сына. «Он будет страдать этим всю жизнь, — говорила бабушка. — Если вовремя
не принять меры, он станет заикой, будет застенчивым, не сможет хорошо учиться и нормально
общаться с друзьями».
Саяд начал повторять и тянуть некоторые слова, когда ему было около двух лет. Со временем
проблемы с речью стали гораздо серьезнее. Говоря, он морщил губы, закрывал глаза, задерживал
дыхание. Однако это не влияло на характер нашего общения: мальчик вел себя дружелюбно и спокойно.
«М-м-мои слова прилипают к-к-ко рту — объяснил он. — П-п-почему я не могу говорить правильно?»
Вскоре я понял, почему его бабушка так волновалась: его прадед и двоюродный дедушка — оба
заикались, и отец Саяда тоже в юности страдал заиканием. Мать Саяда пробовала игнорировать эту
проблему и не привлекать к ней внимание, но она стала беспокоиться всерьез, когда сына начали
дразнить сверстники. Вот что она рассказала об одном случае, который побудил ее вплотную заняться
проблемой сына: «Мы ехали в магазин, когда Саяд попытался несколько раз сказать слово «где». После
того как я остановила машину и отстегнула его ремень, он закончил свой вопрос — «где папа?» После
этого я поняла, что была не права, не уделяя пристального внимания его заиканию и пуская все на
самотек. Я попыталась научить разговаривать Саяда чуть медленнее».
Распространенность и течение
Проблемы речи у Саяда типичны для заикания: это повторение и затягивание некоторых слогов,
что неизбежно затрудняет общение. Начинаясь постепенно в возрасте от двух до семи лет, болезнь
достигает своего пика к пяти годам, и поражает мужчин примерно в три раза чаще, чем женщин (АРА,
2000).
Большинство детей избавляются от заикания, и только менее одного процента не поддаются
лечению. Важно знать об этих этапах развития болезни для выработки методов лечения, потому что
почти 80% детей, которые страдают заиканием до 5 лет, прекращают заикаться примерно после первого
года учебы в школе (Yairi & Ambrose, 1992).
Причины и лечение
Много мифов и ложных слухов окружают это расстройство речи. Широко распространено
мнение о том, что причиной заикания являются нерешенные эмоциональные проблемы или, например,
состояние тревоги или страха. Эта теория не подкреплена серьезными доказательствами (Barlow &
Durand, 1999). Так как причины заикания коренятся в семье, исследователи сосредоточили все свое
внимание на изучении семейных отношений. Однако маловероятно, что оно напрямую может быть
связано с языковым окружением ребенка. Бабушка и мать Саяда непременно успокоились бы, узнав о
том, что особенности речи матерей незначительно влияют на развитие детского заикания (Kloth &
Janssen, 1995).
Существенную роль при заикании играют генетические факторы. Согласно авторитетным
исследованиям, наследственность является причиной более чем 2/3 (71%) различных случаев заикания,
а 1/3 (29%) — это результат влияния окружения (Andrews, Morris-Yates, Howie & Martin, 1991).
Генетические факторы, вероятно, влияют на речь, являясь причиной ненормального (патологического)
развития, происходящего в речевых центрах мозга, которые обычно находятся в левом полушарии
(Ardila, Rosselli, Bateman & Guzman, 2000). Эта биологическая причина заикания объясняет многие его
клинические характеристики, включая утрату самостоятельности и заниженную самооценку (Yovetich,
Leschied & Flicht, 2000).
Поскольку большинство детей так или иначе избавляются от заикания, перед родителями и
врачами встает вопрос, какой метод лечения следует предпочесть. Терапия обычно рекомендуется,
если: (а) ребенок часто повторяет звуки и слоги, (б) родителей или ребенка беспокоит эта проблема или
(в) ребенок напрягает мышцы лица и голос при говорении. Общий психологический подход к лечению
детей, страдающих заиканием, заключается в том, чтобы научить родителей говорить с ребенком
медленно, используя короткие и простые предложения, стараясь снять нервное напряжение, которое
Hosted by uCoz