Navigation bar
  Print document Start Previous page
 405 of 537 
Next page End  

За истекший час мы обменялись лишь несколькими фразами. Затем сделали короткий перерыв,
и вместе отправились в столовую пообедать. Это
способствовало налаживанию неформальных
отношений между нами. «Почему мой учитель хочет, чтобы я приходил сюда?» — резонно спросил
Джеймс. Когда он слушал мои объяснения и отвечал на вопросы, его языковые проблемы исчезали. Его
ответы были краткие, простые и быстрые, например:
«Джеймс, расскажи мне о своей любимой истории или о недавно просмотренном фильме».
«Я люблю фильм "Много собак"».
«Что это за фильм, Джеймс?»
«Фильм про собак».
Во время теста Джеймс часто пытался ответить прежде, чем я успевал объяснить ему
задание. Он энергично начинал выполнять мои просьбы, но резко останавливался, как только
сталкивался с проблемой. Джеймс мог сосредоточиться одновременно только на одном стимуле,
поэтому пропуская ранее сказанные реплики или изначальные инструкции, он терялся, расстраивался и
становился несговорчивым. Джеймс изо всех сил старался сделать все хорошо, но я заметил, что это
стоило ему огромных усилий. Он заполнил тест WISC-III (Интеллектуальная шкала Векслера для детей
Wechsler Intelligence Scale for Children) менее чем за час, при этом спешил так, словно хотел
убежать от собственных ошибок. Показатели его умственных способностей были в пределах нормы,
но физические реакции (IQ выполнения = 109) были гораздо лучше, чем речевые способности
(вербальный IQ = 78). Было очевидно, что тест «не зафиксировал» его рвения закончить задание, а
также сложности в понимании некоторых инструкций.
К моему удивлению, Джеймс был готов перейти к следующему тесту сразу же после короткой
переменки, в течение которой он играл в компьютерную игру Мальчик объяснил это так: «Я соединяю
задания вместе, подобно мозаике. Дома я так же делаю машины и самолеты». Чем больше я
устраивал ему коротких компьютерных переменок, тем быстрее он стремился пройти материал
теста. Некоторые орфографические ошибки выявились сразу же, такие как сквр вместо сквер и крг
вместо круг. Когда я попросил его написать фразу: «Он закричал, предупреждая об опасности», он
написал: «Он зкрчал пре...» Он прочитал фразу: «Посмотри на черную собаку» («see the black dog») как
«посмотри на черный пруд» («see the black pond») и «она хочет пройтись по магазинам» («she wants a
ride to the store») как «она была далеко от магазина» («she was rid of the store»). Казалось, он
использует стратегию «догадки» при чтении, основанную на звуках, которые он знает: когда я
попросил его написать слово длинней (bigger), он написал только ей (her). Однако я заметил, что
Джеймс немного оживился, начав описывать картинки, которые я ему показал, и даже удивился
своему умению перемещать фигуры на
компьютере, чтобы составить рисунок. Он ушел из моего
офиса более оживленным и разговорчивым, чем был вначале, — значит наше занятие оказалось для
него приятным и успешным.
Сравним ситуацию Джеймса с проблемами семилетнего Тима, которому трудно давались
математика и чтение.
Тим: Интересная разминка.
Когда я впервые увидел Тима, он показался мне крайне замкнутым и безразличным ко всему.
Мальчик неотрывно смотрел в пол, всем своим видом говоря: «Оставьте меня в покое или позвольте
мне уйти отсюда». Я предложил ему немного рассказать о его семье: «У тебя есть братья и сестры?
Что вы любите делать вместе?» Он устало ответил: «У меня есть два брата, мой отец работает
целый день, мама играет на пианино. Мы хотим купить лодку». Мне стало ясно, какое настроение и
интерес он питает к этой теме. Мой обычный прием — предложение сыграть в компьютерную игру
— не сработал: «Я ненавижу компьютеры», — таким был его упреждающий ответ Я задумался о
том, что с ним происходит — депрессия или же он сердит обижен, расстроен? В чем здесь дело?
Посмотрев на его школьные отметки, я понял, что ему тяжело дается математика и
естественные науки, но его речь и манера поведения сказали мне гораздо больше, чем все школьные
оценки. Анализ школьных отметок Тима выявил его явную неспособность к обучению, что было
подтверждено результатами теста WISC-III. Коэффициент оценки его поведения был ниже среднего
уровня (79), а коэффициент вербальных способностей был также ниже среднего уровня (108).
Психолог, проводивший тест, деликатно назвал реакцию Тима на тест «пассивной». Судя по
отметкам, Тиму очень трудно выполнять задания по рисованию, а особенно по тем предметам, где
требуется напрягать память, поэтому его результаты по точным и гуманитарным предметам были
значительно хуже, чем у одноклассников.
Hosted by uCoz