Navigation bar
  Print document Start Previous page
 408 of 537 
Next page End  

Некоторые методики-тесты, разработанные учителями или школьными психиатрами, показывают, как
дети с расстройством навыков чтения ведут себя в классе. Им часто трудно запомнить написание
основных слов, особенно тех, которые иначе произносятся и требуют запоминания, например, таких как
the, who, what, where, was, laugh, said и так далее. Такие дети выработали свои специфические приемы
чтения, а это значит, что им необходимы особые методики обучения. Типичные ошибки, допускаемые
детьми при чтении: перестановка (англ.
b/d; p/q), транспозиция (такие ошибки, как нос / сон), замена
(m/w) и «проглатывание» звуков (читает кран вместо Коран, секция вместо селекция).
Чтобы решить, нужны ли ребенку дополнительные занятия по некоторым предметам, учителя
должны выделить разные типы ошибок, которые делает ребенок при чтении вслух. Наряду с
толкованием слов осмысленное чтение включает в себя способность ученика пересказать историю или
домыслить развитие сюжета. Если средний читатель всецело полагается на слуховые и зрительные
возможности для накопления новой информации, то дети с расстройством навыков чтения
предпочитают другие способы, например прикосновение или манипуляцию (игру), которые могли бы
им помочь в учебе. Данные возможности, если их оценить адекватно, могут быть учтены при
составлении особых
учебных методик, основанных, например, на использовании компьютера (М.
Henry, 1995).
Типичные нарушения при расстройствах навыков чтения связаны с расшифровкой — быстрым
разбиванием слова на части, для того чтобы прочитать целое слово — что связано с проблемами чтения
отдельных коротких слов (Stanovich, 1994). Если ребенок не может определить фонологическую
структуру речи и автоматически распознать простые слова, скорее всего, у этого ребенка расстройство
навыков чтения (Pennington, 1999). Медленное и затрудненное толкование слов требует от ребенка
больших усилий; чем способнее ребенок, тем меньше сил он затрачивает, улавливая смысл параграфа
или страницы, а не только отдельного предложения.
Детям с расстройством навыков чтения недостает фундаментальных языковых навыков,
необходимых для обучения чтению, понимания прочитанного, грамотного письма.
Расстройство навыков счета
В дошкольный период дети не так охотно овладевают математическими навыками, в отличие от
навыков чтения. Однако ситуация быстро меняется, как только они обнаруживают, что считать нужно
для того, чтобы узнать, например, сколько денег стоит какая-нибудь игрушка или же сколько дней
остается до каникул. Как и при обучении чтению, необходимость узнать что-то новое побуждает детей
изучать неизвестные и сложные понятия, и постепенно вновь приобретенные навыки помогают детям
лучше узнавать мир.
Для таких детей, как Франсина и Тим, это любопытство к числам омрачено их неспособностью
постигать абстрактные понятия, которые необходимы для решения разнообразных математических и
логических задач. У Франсины проблемы с арифметикой начались еще до того, как она пошла в школу,
и это является типичным случаем. Начав во втором классе изучать математические понятия, что
потребовало навыков абстрактного мышления, девочка стала все больше и больше отставать.
В понятие «арифметические навыки» входит множество навыков: распознавание цифр и
символов/знаков, запоминание действий (таблица умножения), упорядочивание чисел и владение
абстрактными понятиями, такими как «целое» и «часть». Некоторыми из этих навыков, а порой и всеми
сразу дети с расстройствами развития навыков счета овладевают с трудом (Neuwirth, 1993). В основе
критериев DSM-IV-TR для расстройств навыков счета, как разновидности критерия для расстройств
развития школьных навыков, лежит предположение о нормальном или выше среднего уровне
умственных способностей (IQ), о сохранности сенсорной функции, об адекватной возможности
обучения, а также предположение об отсутствии расстройств развития и эмоциональных нарушений. У
детей и взрослых, страдающих расстройством навыков счета, могут возникать проблемы не только в
математике, но и в понимании абстрактных понятий, а также снижение показателей пространственных
способностей. Эти характеристики принято называть дискалькулией, связанной с развитием
(developmental dyscalculia), что означает неспособность правильно считать. В наши дни этот термин,
однако, употребляется довольно редко. Типичный пример ошибок у детей с расстройством навыков
счета показан на рис. 11.2; здесь видно, что ошибки в счете являются результатом недостаточной
ориентации ребенка в пространстве и в выборе направления (правее-левее, верх-низ).
Hosted by uCoz