Navigation bar
  Print document Start Previous page
 416 of 537 
Next page End  

локализация названных нарушений находится в структуре planum-temporale, участке мозга, который
находится в обоих полушариях и отвечает за речь. При нормальном функционировании мозга левая
часть planum-temporale обычно шире, чем правая; однако в мозге индивида с расстройством навыков
чтения обе части имеют одинаковую величину (Hynd, Marshall & Gonzalez, 1991). Эти открытия ведут к
развитию новых многообещающих методов обучения детей альтернативным моделям различения
звуков.
Мы уже обращали внимание читателей этой книги на то, что большинство детей с расстройством
навыков чтения и расстройством навыков письма имеют трудности в различении фонем при быстрой
речи. Но почему это так? Обратимся к рис. 11.5. Звук воспринимается различными участками мозга, он
переносится нервным импульсом от уха к таламусу, к нервным клеткам в слуховой зоне коры головного
мозга, где он сравнивается с уже имеющимися образцами, слуховыми эталонами.
Обнаружение смысла произносимых слов
1.3вук, подобный звуковому слогу «га», попадает в ухо и посылается в виде нервных импульсов
в мозг.
2. Таламус обрабатывает поступившие сигналы и посылает их в слуховую зону коры головного
мозга.
3. Нервные клетки слуховой зоны коры головного мозга сравнивают поступившие сигналы с уже
имеющимися образцами.
Почему дети со слабым развитием речи путают звуки?
Когда мы слышим разговорную речь и слышим что-то не один раз, нейроны мозга формируют
образцы или звуковые эталоны, которые ассоциируются с определенными звуками. Когда у детей
возникают трудности с различением быстро произнесенных акустических знаков, таких как согласные в
слогах «га» и «да», в различении звуковых эталонов может начаться путаница. Некоторые ученые
считают, что этот процесс может быть ключом к пониманию расстройства развития речи.
Можно ли переобучить мозг?
Исследователи, работающие в Рутгерсе и в Калифорнийском университете в Сан-Франциско,
обнаружили, что при обучении детей различать звуки, которые произносятся медленно и
акцентировано, их мозг формирует новый запас звуковых эталонов. Ученые высказали предположение,
что эти новые звуковые запасы могут расширяться и не путаться. В результате дети учатся различать
слоги «га» и «да» в обычной речи.
Рис. 11.5. Как мозг обрабатывает речь (Time, January 29,1996).
Сравните этот процесс с прослушиванием музыки. Когда вы впервые слышите новую песню,
Hosted by uCoz