Navigation bar
  Print document Start Previous page
 421 of 537 
Next page End  

разграфленную бумагу это поможет ей представить себе действия с цифрами, и это действительно
привело к тому что ее занятия стали успешнее.
Больше всего нас беспокоило то, что у Франсины нет друзей, и мы считали, что эта проблема
напрямую связана с нарушением ее способности к обучению.
План когнитивно-бихевиорального вмешательства был разработан в соответствии с программой
обучения Франсины. Поскольку у девочки были хорошо развиты вербальные способности, мы учили ее
решать проблемы, используя ролевую игру. Мы посоветовали ее матери приглашать в дом какого-
нибудь ребенка, чтобы у Франсины появилась возможность проверить на практике свои умения.
Франсина жила, погрузившись в свое одиночество, и казалось, что ей не хочется следить за своим
внешним видом, поэтому мы обсудили вопрос, не будет ли полезным для того, чтобы она приучилась
следить за собой, поручать ей какую-нибудь домашнюю работу. Мы потратили довольно много
времени на то, чтобы объяснить родителям Франсины природу ее проблем, и наши советы помогли им
лучше понять и облегчить ситуацию.
Мы увидели эту семью год спустя, и хотя некоторые из проблем Франсины все еще
существовали, ее социальные навыки стали явно лучше. Ей все еще было трудно с кем-то подружиться,
и она предпочитала проводить время одна, но эта проблема стала явно менее напряженной, чем год
назад.
Франсине удалось оказать помощь потому, что ее проблемы были верно идентифицированы,
однако вспомним, что к тому времени, когда на нее обратили внимание, у Франсины уже начались
трудности в школьном обучении. Первым шагом к решению любой проблемы является понимание того,
что данная проблема существует. Особенности расстройства развития школьных навыков осложняют
это осознание для многих детей и их родителей. Хотя многие признаки данного расстройства,
связанного с речью, проявляются с раннего детства, надежных способов выявить подобные нарушения
нет до тех пор, пока ребенок не подрастет настолько, что его можно будет подвергнуть формальному
тестированию.
Результаты проверки очень важны, поскольку для успешного лечения расстройств существуют
довольно узкие временные рамки. Если проблема выявлена в раннем детстве — скажем, в дошкольном
возрасте, — в этом случае недостатки речи и языка часто могут быть успешно исправлены. Если
проблема не определилась лет до 8, результаты лечения будут гораздо менее успешны (Fletcher &
Footman, 1994). Занятия с детьми по фонологической осведомленности в раннем возрасте могут
предотвратить последующие проблемы с чтением у тех детей, которые находятся в группе риска
(Blachman, Ball, Black & Tangel, 1994; Footman, Francis, Beeler, Winikates & Fletcher, 1997). Эта работа
заключается в играх, в которые входит прослушивание и чтение стихов, распознавание предложений и
слов, а также анализ различных слогов и фонем. Например, ребенок может анализировать слово «крот»,
рассматривая его как «к-рот», а затем синтезировать его в «крот», или же можно использовать кубики с
алфавитом, чтобы разбить слово на различные фонетические звуки: «к», «р», «о», «т» (Lyon & Cutting,
1998).
Изучение расстройства коммуникации и расстройства развития школьных навыков сыграло
решающую роль в теории и практике педагогической работы в последнее десятилетие. Упомянутые
выше открытия в неврологии оказывали стимулирующее действие на некоторые образовательные
практики. Но даже сегодня существуют значительные расхождения во мнениях относительно того, как
найти лучший путь помощи детям с расстройством развития школьных навыков.
Программа направленного образования. Определение детей с особыми потребностями в
обычные классы в настоящее время стало нормой в Северной Америке. Основанием для этого движения
за совместное обучение, которое началось в 1950-х годах, были результаты исследований,
показывающие, что обучение учащихся с нарушениями в отдельных специальных классах оказалось
неэффективным и, возможно, было болезненным для самолюбия этих учеников (Baldwin, 1958). Особые
классы для таких детей, которые одно время были в моде, были упразднены. В школах появились
комнаты для отдыха и учителя, которые получили специальную подготовку. Эта перемена имела еще то
преимущество, что отпала необходимость в ярлыках и делении детей на категории. Акт об образовании
для всех умственно отсталых детей от 1975 года в США (замененный в 1997 году на Акт о детях с
трудностями в обучении) и Акт об образовании 1982 года в Канаде предоставили право учащимся с
особыми нуждами быть допущенными в различные учебные заведения, несмотря на имеющиеся у них
умственные нарушения.
К концу 1980-х годов движение за совместное обучение расширилось и стало Программой
Hosted by uCoz