Navigation bar
  Print document Start Previous page
 425 of 537 
Next page End  

компьютера. Некоторые дети с расстройством коммуникации и расстройствами развития школьных
навыков не могут
обработать информацию, которая поступает к ним слишком быстро. Например, они
не различают согласные звуки в «ба» и «да». Этот недостаток сказывается на жизненно важном
процессе развития навыков речи.
При проверке, может ли компьютер помочь этим детям, подавая звуки более медленно, 5-10-
летние ребята играли в простые компьютерные игры, выигрывая очки за умение различать звуки (Tallal
et al., 1996). Компьютер растягивал согласные звуки на половину нормальной скорости. По мере того
как дети показывали все лучшие результаты, игры становились более трудными, звуки — короче по
длительности и связывались один с другим. Результаты были ошеломляющими. Дети, которые по
языковому развитию отставали на 1-3 года, показали улучшение, соответствующее двум годам
дополнительного развития, всего за 4 недели. Полученные преимущества сохранялись 6 недель спустя.
Тренировка не просто подсказала детям какие-то маленькие хитрости для успешного выполнения
упражнений, но действительно улучшила их понимание языка. Дальнейшие исследования подкрепляют
убеждение в ценности использования акустически модифицированной речи и обучения с помощью
компьютера для улучшения слуховых и речевых способностей детей раннего возраста (Habit et al., 1999;
Hitchcock & Noonan, 2000).
В целом методы коррекции коммуникационных расстройств и расстройств развития школьных
навыков разнообразны и сулят успех. Врезка 11.6 рассматривает некоторые основные элементы
программы успешного чтения, которые можно применить к другим нарушениям. Для того чтобы дети с
нарушениями развития навыков чтения научились читать, должна быть разработана программа
сбалансированного вмешательства, сочетающая направленное и ясное обучение фонологической
осведомленности и возможность систематически использовать это знание для изучения соотношений
«звук—символ» и для того, чтобы на практике проверить эти навыки декодирования, читая смысловые,
интересные, проверенные тексты. Чем скорее в обучении будут применяться эти методы, тем лучше
(Lyon & Cutting, 1998).
Врезка 11.6
Основные элементы для успешного начала программы чтения
1. Обеспечить необходимые условия для направленного обучения анализу языка. Как можно
раньше определить, какие дети принадлежат к группе риска; это необходимо сделать в самом начале
школьного обучения, а предпочтительнее еще в дошкольном возрасте.
2. Обеспечить необходимые условия для направленного обучения азбуке. Изучение азбуки
должно быть структурированным и систематическим, его следует проводить последовательно, двигаясь
от простого к сложному. Сначала нужно научить детей всем правилам языка, а уже потом знакомить их
с исключениями из правил. Не следует оставлять что-то недосказанным — все должно быть как можно
более ясным. Научите ребенка, который умеет только декодировать букву за буквой, соединять буквы в
слоги и слова.
3. Следует учить чтению и произношению одновременно. Дети должны уметь правильно
произносить слова, которые они читают.
4. Постарайтесь, чтобы обучение чтению шло как можно более интенсивно. Детям могут
понадобиться три или более года направленного обучения основным навыкам чтения для того, чтобы
они научились читать уверенно и правильно. По мере их прогресса им следует давать все больше
текстов с интересным содержанием. Материалы для чтения должны сопровождаться специальными
словариками, в которых содержится большинство слов, которые дети способны декодировать. Дети
запоминают только самые главные слова, которые становятся их словарным запасом, поэтому давайте
им только те слова-исключения из правил, которые они действительно могут прочитать правильно.
Если они будут гадать, как следует прочитать то или другое слово, это будет малопродуктивно.
5. Учите детей автоматическому чтению. Как только усвоены основы декодирования, детям
следует чаще предлагать читать целые слова, чтобы у них появились навыки автоматического чтения.
Обычно для этого необходима большая практика, при этом она должна быть как можно более приятной
и полезной.
(Источник: Felton, 1993.)
---
Итоги раздела
Hosted by uCoz