Navigation bar
  Print document Start Previous page
 429 of 537 
Next page End  

социальных проблемах Северной Америки из-за того, что его советы о приучении младенцев к туалету
и о дисциплине для малышей считались слишком мягкими. Однако Спок все разъяснил своим
высказыванием: «У ребенка есть возможности, а родители должны ими руководить!» (1955).
Основной интерес детской психологии заключался в том, чтобы выяснить, как дети
приспосабливаются к сложным жизненным ситуациям, стрессорам, связанным с развитием, и к
проблемам, возникающим в связи с хроническими заболеваниями, которые влияют на их физическое
состояние и благополучие. Мы начали с обсуждения проблем, вызванных нарушениями сна,
задержались на обсуждении того, как важен полноценный сон для психологического и физического
развития и регуляции работы организма с самого рождения ребенка. Далее мы обсуждали проблемы
физиологических отправлений и
хронических заболеваний у детей и подростков — области
исследования, в которых за последние годы достигнуты значительные результаты, помогающие детям
преодолеть или приспособиться к определенному образу жизни. Главными темами данной главы
является изучение того, как отклонения, связанные со здоровьем, действуют на психологическое
состояние детей и подростков, и как дети и их семьи приспосабливаются в ответ на это.
Итоги раздела
- В течение длительного времени неправильно понятые физические симптомы ошибочно
относились к психологическим причинам.
- В настоящее время детские психологи изучают, как детские проблемы, связанные со здоровьем,
влияют на психологическое состояние детей, и как они и их семьи приспосабливаются в ответ на это.
Расстройства сна
У всех людей время от времени случаются проблемы со сном. Обычно они несерьезны и не
влияют на деятельность человека в течение следующего дня, но иногда могут сильно подорвать
здоровье и благополучие. Многие родители, братья и сестры, делящие спальню с ребенком,
страдающим расстройством сна, могут подтвердить, что подобные проблемы влияют и на них.
Нежелание вовремя ложиться спать, трудности засыпания, ночные хождения, утренние пробуждения,
усталость — все это является основной заботой и жалобами родителей детей младшего возраста (Blader,
Koplewicz, Abikoff & Foley, 1997).
Считается, что сон является основной деятельностью мозга в первые годы жизни ребенка. За
первые два года малыш, в среднем, спит почти 10 000 часов (около 14 месяцев) и примерно 7 500 часов
(около 10 месяцев) бодрствует (Anders, Goodlin-Jones & Sadeh, 2000). За это время мозг ребенка
достигает 90% от размера мозга взрослого человека, и маленькому человечку становятся доступными
сложности познавательного процесса, языка, осознания самого себя, социоэмоционального развития и
физического умения (Cicchetti & Beeghly, 1990; Dahl, 1996). При этом большую часть времени ребенок
спал.
Постепенно, примерно к 5-ти годам, соотношение между сном и бодрствованием уравнивается.
Но и ко времени поступления в школу дети еще уделяют больше времени сну, чем социальному
общению, знакомству с окружающей средой, еде и другим видам деятельности. Почему эволюция
предпочла сон другим важным видам активности? Не выгоднее бы
было для нас больше времени
тратить на изучение языков, приобретение знаний и адаптацию к жизни в обществе? По-видимому, сон
играет важную роль в развитии мозга и регуляции деятельности организма (Dahl, 1996). Подобное
значение сна объясняет, почему его расстройства влияют на физическое и психическое здоровье и
благополучие, а также почему они представляют большой интерес для детской психопатологии.
Возможно, вы обратили внимание на то, как проблемы сна взаимосвязаны с другими
расстройствами, включая гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания (Corkum, Moldofsky,
Hogg-Johnson, Humphries & Tannock, 1999;
Gruber, Sadeh & Raviv, 2000), депрессию и тревожность
(Johnson, Chilcoat, Breslau, 2000), аутизм (Richdale, 1999) и проблемы поведения (Lavigne et al., 1999). В
этой связи возникает важный вопрос: служат ли нарушения сна причиной других проблем или сами
являются результатом каких-либо расстройств? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как
проблемы сна связаны с психологическим состоянием индивида. Поскольку мы привыкли считать, что
нарушения сна возникают от определенных стрессоров, таких как предстоящие экзамены или
выяснение отношений, мы склонны думать, что подобные трудности являются вторичными
Hosted by uCoz