Navigation bar
  Print document Start Previous page
 44 of 537 
Next page End  

реорганизацию фундаментальных аспектов биологических и поведенческих систем (Rutter & Sroufe,
2000; Sroufe & Rutter, 1984). При этом в центре внимания находятся психологические процессы,
объясняющие взаимное влияние этих систем. Чтобы понять нарушения психического развития, мы
можем сосредоточиться либо на некоторых, либо на всех аспектах этого организованного процесса. С
точки зрения организации развития, адаптационные паттерны, присущие раннему возрасту, к которым
относятся младенческий контакт глаз и произносимые ребенком звуки речи, со временем развиваются и
трансформируются в высокоорганизованные функции, такие как владение речью и языком в целом (Е.
A. Carbon & Sroufe, 1995). Иными словами, первичные адаптационные паттерны инкорпорируются в
ходе последовательных реорганизаций на более поздних стадиях развития в более развитые структуры
поведения, аналогично тому, как маленький ребенок обучается произносить определенные звуки речи,
прежде чем у него развивается способность к использованию языка.
С организационной точки зрения, развитие представляет собой активный динамический процесс,
предполагающий постоянные изменения и трансформации. По мере того, как биологически заложенные
в ребенке способности все более полно проявляются на каждой новой стадии развития, они вступают во
взаимодействие с факторами окружающей среды, тем самым направляя снова и снова процесс развития
в иное русло (Embe & Spicer 2000). Поскольку развитие является организованным процессом,
рассмотрение сенситивных периодов имеет важное значение при обсуждении вопросов нормального и
патологического детского поведения.
Сенситивные периоды это временные интервалы, на протяжении которых роль влияний
внешней среды на развитие ребенка — как позитивных, так и негативных — существенно возрастает
(Bornstein, 1989). В частности, младенцы крайне сенситивны (восприимчивы) к проявлениям эмоций со
стороны близких и физическому контакту с ними, что способствует развитию прочной привязанности к
этим людям. Малыши постарше сенситивны к основным звукам речи, что помогает им распознавать эти
звуки и составлять из них слова. Сенситивные периоды представляют собой благоприятную, хотя не
единственную возможность для обучения детей — ребенок способен к обучению и на других стадиях
развития. Итак, развитие человека предполагает процесс все большей дифференциации и интеграции,
подобно разветвлению сети дорог по отношению к прямой трассе.
<Развитие ребенка представляет собой организованный процесс, поддерживаемый благодаря
положительному опыту его отношений с родителями.>
Изменения — типичные и нетипичные. Рисунок 2.3 содержит краткую характеристику
основных стадий развития в соответствии с возрастом. Здесь приводятся примеры действий и навыков,
которыми должен овладеть нормально развитый ребенок на определенной стадии развития, а также
отклонения в поведении, наиболее характерные для данной возрастной группы,
и психические
нарушения, которые, как правило, наиболее ярко проявляются на рассматриваемой стадии развития.
Хотя общая схема последовательности этих стадий, прослеживаемая по ряду важных показателей, дает
нам полезную информацию, на которую мы будем опираться в дальнейшем, мы должны помнить и о
том, что разбиение процесса развития на стадии в соответствии с календарным возрастом является
условным, так как развитие — непрерывный процесс. Возможно, во время чтения последующих глав вы
еще не раз будете обращаться к данной таблице, чтобы сориентироваться в — нормальности или
патологичности описываемых случаев.
Прибли-
зительный
возраст
Нормальные достижения
Типичные поведенческие
проблемы
Психические нарушения
0-2 года
питание, сон,
привязанности
упрямство,
раздражительность,
трудности с приучением к
туалету
умственная отсталость,
нарушения, связанные с
питанием, аутизм
2-5 лет
овладение речью,
привычка к туалету,
навыки
самообслуживания,
самоконтроль, отношения
со сверстниками
дух противоречия,
требование к себе
внимания, непослушание,
страхи, гиперактивность,
нежелание ложиться спать
вовремя
нарушения в овладении
речью и языком, проблемы,
являющиеся следствием
грубого обращения или
недостатка внимания,
некоторые тревожные
расстройства, в частности,
фобии
Hosted by uCoz