Navigation bar
  Print document Start Previous page
 447 of 537 
Next page End  

или высказываниями сверстников, у которых мало понимания и сочувствия по поводу того, почему
другой ребенок выглядит иначе и кажется болезненным. Как и при других расстройствах, связанных с
поведением, эти причины действуют не только на ребенка, но и на сверстников, а также на членов их
семей. Это воздействие, в свою очередь, влияет на способность ребенка адаптироваться в этих
непростых условиях.
В DSM-IV-TR рассматриваются вопросы психического здоровья, связанного с расстройствами, в
основе которых лежит физическое состояние, не разделяя детей и взрослых, в основном опираясь на две
довольно четкие категории: соматические расстройства и психологические факторы, влияющие на
физическое состояние. Мы кратко рассмотрим эти категории DSM, чтобы помочь разобраться в их
значении и ограниченном применении к проблемам детей.
Соматоформные расстройства — это группа родственных проблем, включающих физические
симптомы, которые похожи или намекают на болезненное состояние, но при отсутствии органического
или физиологического подтверждения (АРА, 2000). Соматизация (т. е. выражение ощущений через
физические симптомы), ипоходрии (озабоченность реальным или воображаемым нездоровьем) и
болевые ощущения (например возвратные боли желудка) — все это является примерами
соматоформных расстройств. Диагностические критерии заключаются в сочетании жалоб на боль,
желудочно-кишечных, сексуальных и псевдоневрологических симптомов, существующих во время
заболевания. Эти симптомы не создаются преднамеренно и не придумываются, они достаточно
реальны, чтобы вызвать недомогание и ухудшение состояния индивида. При диагностировании
некоторых соматических расстройств требуется строгая вероятность психологического состава
симптома.
Соматоформные расстройства особенно широко изучаются у взрослых, потому что они
представляют хронический, выявленный паттерн, который часто нельзя обнаружить, пока человек не
повзрослеет (Harbeck-Weber & Peterson, 1996). Таким образом, диагностическая категория
соматоформных расстройств в отношении детей и подростков сомнительна и используется редко (Fritz,
Fritsch & Hagino, 1997) Тем не менее мы подняли эту тему прежде всего потому, что многочисленные
детские соматические недуги, особенно возвратные боли в брюшной полости, могут оказаться
развивающимися предвестниками взрослых соматоформных расстройств (Fritz et al, 1997; Garber, Van
Slyke & Walker, 1999).
Ко второй категории относятся психологические факторы, влияющие на физическое состояние.
Они относятся к расстройствам, которые предположительно являются причиной ухудшения
физического состояния или факторами обострения ухудшения физического состояния.
Критерии DSM прежде всего обращены на те ситуации, при которых на физическое состояние
отрицательно влияют психологические факторы, например, человек с диабетом находится в
депрессивном состоянии и отказывается контролировать и регулировать уровень глюкозы в крови.
Однако эта диагностическая категория не применяется к большинству детей с хроническими
болезненными состояниями, поскольку именно болезненное состояние и его ограничения воздействуют
на психологическую адаптацию детей, а не другие причины. Это значит, что психологические
симптомы развиваются как реакция на то, что ребенку известно о своем заболевании или ему поставили
такой диагноз. Скорее, не депрессия влияет на течение диабета, как в приведенном выше примере, а
диабет вызывает трудности с адаптацией, которые иногда (отнюдь не всегда) включают клинические
расстройства, такие как депрессия. Так, некоторым детям и подросткам с хроническими болезнями и
сопутствующими значительными проблемами с адаптацией или поведением могут поставить диагноз
«расстройство адаптации», что лучше объясняет природу стрессора (АРА, 2000).
Успехи в развитии эффективного клинического лечения и излечения детей с хроническими
заболеваниями стали особенно заметны в последние три десятилетия, значительно продлив жизнь
многих, кто в предыдущие годы мог умереть в младенчестве или детстве.
Примечательно, что за последнее время повысилась выживаемость при определенных формах
рака, таких как острая лимфатическая лейкемия. В 1950-х годах выживал 1 ребенок из 5, сейчас это 4
ребенка из 5 (Cecalupo, 1994). Однако в то же самое время успехи в лечении и увеличение процента
выживаемости приводят к большей патологичности у детей и подростков. Морбидность — это
различные формы последствий в физическом и функциональном плане, а также ограничения в связи с
заболеванием. Повышенная патологичность означает, что больше детей и подростков
приспосабливаются к трудностям хронической болезни. Для этих детей болезнь стала постоянным
жизненным состоянием и стрессором.
Поскольку повышается выживаемость детей, а угрожающие здоровью заболевания получают
Hosted by uCoz