Navigation bar
  Print document Start Previous page
 455 of 537 
Next page End  

используют активные способы преодоления стресса и проблем, и которые от своей семьи получают
больше поддержки, чем конфликтуют с ней, чаще сами показывают нормальный уровень адаптации (R.
J. Thompson & Gustafson, 1996). Мы часто находим подобную связь несмотря на обстоятельства. Когда
не затронуты
материнские способности, меньше страдает до этого налаженный быт ребенка и семьи.
Это иллюстрирует взаимосвязь между детской адаптацией и родительским стрессом и расстроенностью
— хорошая адаптация родителей соответствует хорошей адаптации ребенка, и наоборот (Banez &
Compas, 1990). (В большинстве исследований рассматривается лишь роль матери при детской
адаптации, но особое влияние, которое оказывают на детей отцы в их борьбе с хроническими
болезнями, тоже может оказаться заметным.) Таким образом, адаптация родителей является одним из
основных коррелятов при адаптации детей с хроническими заболеваниями.
Социальная адаптация и учеба в школе. Адаптация детей к хроническим заболеваниям
отражается не только на психологических нарушениях, но и на развитии, а именно на социальной
адаптации, на отношениях со сверстниками и учебе в школе. Так как хронические заболевания
нарушают повседневную жизнь, что, в свою очередь, мешает социальному общению (La Greca &
Thompson, 1998), то дети с тяжелыми разрушающими болезнями чаще испытывают затруднения со
стороны социальной адаптации (Graetz & Schute, 1995).
Давайте рассмотрим отношения больного раком ребенка со своими сверстниками. Чен объяснял,
что другие дети не понимали, почему он не мог присоединиться к ним и вести себя так же, как они —
для них он выглядел нормальным, а поэтому должен был вести себя нормально. Негативные реакции
или реакции, основанные на неверной информации со стороны сверстников или кого-либо, к
сожалению, оставляют след в жизни детей с хроническими заболеваниями. В одном из исследований
детей, больных раком, проведенном по методу лонгитюда, сообщалось, что учителя воспринимали
наблюдаемых подростков менее социально активными, не стремящимися к лидерству и более
социально изолированными и отторгнутыми по сравнению с их сверстниками (Noll, Bukowski, Rogosch,
LeRoy & Kulkarni, 1990; Noll, LeRoy, Bukowski, Rogosch & Kulkarni, 1991). Подобные проблемы с
социальной адаптацией выявляются и у тех детей, болезнь которых прежде всего поражает
центральную нервную систему, такие болезни, как церебральный паралич, врожденная расщелина
позвоночника или опухоли мозга, — эти расстройства воздействуют на когнитивные способности,
например на социальное суждение (Mulhern et al., 1999). Адаптация к школе и учебе — это еще одна
область, где детям и подросткам с хроническими заболеваниями грозят трудности. У этих трудностей
есть два источника: основной источник — это влияние болезни или ее лечения, а вторичный —
последствия болезни, такие как усталость, пропуски занятий (абсентеизм) или психологический стресс
(R. J. Thompson & Gustafson, 1996). Основное влияние болезни на учебу в школе наиболее заметно у
детей, болезнь которых связана с мозгом, и которые проходят тяжелые курсы лечения, наносящие
серьезный урон центральной нервной системе, особенно у маленьких детей (Brown, Sawyer, Antoniou,
Toogood & Rice, 1999).
Наиболее часто нейрокогнитивное влияние отражается на невербальных способностях и на
функциях концентрации (Mulhern et al., 1999). Влияние распространяется и на краткосрочную память,
скорость развития, визуально-моторную координацию, способность соблюдать последовательность
(Cousens, Ungerer, Crawford & Stevens, 1991). Поэтому около половины детей с болезнями мозга
направляются в специальные учебные заведения и не посещают школу. И, наоборот, дети с
физическими болезнями, не связанными с мозгом, посещают обычные учебные заведения, однако у них
остаются проблемы с чтением, которые могут оказаться косвенным воздействием хронической болезни
и пропусков занятий в школе (Caldman et al., 1987; Gortmaker et al., 1990.)
Как адаптируются дети: Биопсихосоциальная модель
Мы рассмотрели трудности адаптации детей с хроническими заболеваниями в общих чертах, но
знаем, что болезнь каждого ребенка и каждая ситуация в семье имеют свои особенности.
Некоторые дети, как Аманда и Чен, имеют нормальную семью с адекватными возможностями,
но у других этого может и не быть. Многочисленные события влияют на адаптацию ребенка к
хронической болезни; но ни один фактор не может объяснить, почему некоторые дети более легко
приспосабливаются, чем другие.
Как можем мы судить о многочисленных факторах, влияющих на детскую адаптацию? Когда
однофакторная теория не в состоянии что-либо объяснить, исследователи часто разрабатывают
многофакторные теории, которые связывают различные важные варианты в соответствии со значением
Hosted by uCoz