Navigation bar
  Print document Start Previous page
 457 of 537 
Next page End  

девочек. Однако это различие с учетом пола зависит от оценки адаптации, а также от того, кто об этом
сообщает. По описанию родителей и учителей, у мальчиков больше поведенческих проблем, чем у
девочек (Gortmaker et al., 1990; Е. С. Perrin, Ayoub & Willett, 1990). Однако у девочек скорее, чем у
мальчиков, проявляются симптомы таких расстройств, как тревожность, депрессия и негативное
восприятие физического изменения внешности (La Greca, Swales, Klemp, Madigan & Skyler, 1995), а
также девочки считают себя менее способными в социальной сфере (Holden, Chmielewski, Nelson &
Kager, 1997). Это различие, скорее, является отражением двух полученных данных: девочки больше
хотят узнать и сообщить о симптомах, чем мальчики (Achenbach, McConaughy & Howell, 1987), и
реагируют на стресс внутренними симптомами, тогда как мальчики более реагируют внешними
симптомами (Egger et al., 1999). Однако кроме пола на адаптацию иногда влияет состояние ребенка на
данный момент или возраст, в котором он заболел (R. J. Thompson & Gustafson, 1996).
Неудивительно, что дети с более высоким умственным развитием, а также с приобретенной
повышенной способностью справляться с болезнью и возросшей самооценкой проявляют более
положительную психологическую адаптацию независимо от физического состояния (Compas & Harding,
1999). Следует особо отметить, что точная оценка восприятия стресса детьми — как они
интерпретируют и реагируют на повседневные события и трудности, связанные с тем, как справиться с
болезнью, — приводит к лучшему пониманию своего состояния и меньшему проявлению симптомов
болезни и плохой адаптации. Это точно определяет Чен:
Теперь я понял, что жизнь состоит из серии тестов. Мы никогда не знаем, что за углом, но как
это появится, мы должны его принять. Положительный настрой и осознание того, что у меня есть
друзья и семья, помогают мне пережить некоторые тяжелые дни.
Адаптация и функционирование семьи. Если хроническая болезнь рассматривается как
стрессор, влияющий в той или иной степени на всех членов семьи, значит адаптация ребенка частично
зависит от степени стресса и симптомов, которые испытывают другие члены семьи, особенно те, кто
непосредственно ухаживает за ребенком. Нельзя отрицать тот факт, что семейное окружение имеет
большее значение в жизни детей с хроническими заболеваниями отчасти из-за того, что при уходе за
таким больным требуется более тесное взаимодействие родителя с ребенком.
Трансакциональная модель считает адаптацию родителей основным посредником между
болезнью ребенка и приспособлением его и родителей. Каким образом адаптируется родитель, чтобы
способствовать выздоровлению ребенка? В соответствии с моделью адаптация родителей состоит из
трех процессов: 1) как они справляются с ежедневным стрессом,
как оценивают свою эффективность
(это видно на примере матери Чена), (Gil, Williams, Thompson & Kinney, 1991); 2) используют ли они
активные, нацеленные на принятие решения способы приспособления; 3) функционирование семьи и
получаемая поддержка. Успешная адаптация родителей приводит к их лучшему приспособлению
(Barakat & Linney, 1992) и более здоровому общению семьи и умению решать конфликты (Wysocki et
al., 2000). В конце концов положительная адаптация родителей увеличивает вероятность
положительных исходов болезни ребенка.
<Руки Джеремайи временно закреплены, поэтому он не может снять трубку под носом,
измеряющую реакцию кислотности желудка.>
Функционирование семьи часто определяется наличием двух типов основных семейных
ресурсов: утилитарных и психологических. Утилитарные ресурсы связаны с практическими нуждами по
уходу за больным ребенком, такими как финансовые потребности (явное напряжение) и образование
родителей, которое помогает им понять болезнь и правильно помогать своему ребенку.
Психологические возможности, с одной стороны, менее ощутимы, но часто считаются более важными:
как члены семьи поддерживают друг друга, как они относятся друг к другу, а также к другим людям вне
семьи, и как они решают конфликты. Вместе эти два типа семейных возможностей отвечают за
значительные изменения в поведенческой и социальной адаптации детей с хроническими
заболеваниями (Wallander & Robinson, 1999).
Вмешательство
Психологическое воздействие хронической болезни проявляется через нарушение нормальных
процессов развития ребенка и функционирование семьи. К счастью, это воздействие может быть
снижено, а адаптация усилена при помощи психологического вмешательства, которое снижает стресс,
Hosted by uCoz