Navigation bar
  Print document Start Previous page
 460 of 537 
Next page End  

Представьте, что вам надо пройти незнакомую медицинскую процедуру. Что бы вы предпочли,
чтобы вам сначала все подробно рассказали и показали, или вам предпочтительней ничего не слышать
и не видеть, чтобы справиться с процедурой? Какой из способов приспособления, описанных во врезке
12.2, вы предпочли бы избрать? Из опыта известно, что большинство детей и взрослых лучше
справляются с
процедурой, если сначала им расскажут о ней и дадут возможность увидеть, что
должно произойти. Соответственно, вмешательство, направленное на снижение стресса и
способность справляться с болью во время процедур для детей, включает поведенческие и
когнитивные методы, усиливающие способность справляться и регулировать стресс (McQuaild &
Nassau, 1999). Дети, которые активно интересуются информацией о надвигающихся событиях,
связанных с болью, находятся в лучшем положении и проявляют меньше беспокойства (Blount, Smith &
Frank, 1999). Кроме того, функционирование родителей и семьи, эффективная тактика воспитания,
которая помогает добиться взаимоотношения доктор—пациент, помогают ребенку приспособиться
к требованиям наблюдения и лечения болезни (Drotar, 2000; Wallander & Robinson, 1999).
Врезка 12.2
Шкала детской способности справляться с болезнью
Представьте, что вам надо обратиться к врачу, и это тревожит вас (например укол). Я собираюсь
показать вам некоторые способы, с помощью которых дети преодолевают страх перед медицинскими
процедурами лучше, чувствуют себя более уверенно. Я хочу, чтобы вы сказали мне, что из
предложенного ниже вы могли бы сказать себе или сделать, чтобы чувствовать себя лучше. Не может
быть правильного или неправильного ответа.
- Скажете себе, что это не так страшно?
- Скажете себе, что будете чувствовать себя лучше, когда это кончится?
- Попытаетесь понять, почему медсестра должна сделать это?
- Сожмете кулак или напряжете какую-либо другую часть тела?
- Захотите, чтобы ваши родители были рядом, чтобы вы чувствовали себя лучше?
- Будете что-то делать, чтобы не думать об этом (например считать или разговаривать с кем-
нибудь) во время процедуры?
- Будете думать о чем-то другом, чтобы отвлечь мысли от неприятного (о чем-то хорошем, что у
вас было)?
- Скажете себе, что это вовсе не страшно?
- Представите себе что-нибудь еще?
- Скажете себе, что могло быть хуже?
- Попытаетесь быть спокойным?
- Разозлитесь и будете бороться с медсестрой, чтобы не дать ей провести процедуру?
- Отвернетесь?
- Посмеетесь над этим?
- Заплачете?
(Источник: Routh & Sanfilippo, 1991.)
---
В общем, существует два основных психологических подхода к помощи детям справиться со
стрессовыми медицинскими процедурами, хронической и возвратной болью: обеспечение информацией
и тренировка умения справляться с болью и стрессом.
Предоставление информации включает вербальные объяснения и демонстрацию, а также
представление модели процедуры, что снижет беспокойство, потому что процедура становится более
предсказуемой (Dahlquist, 1999). Неопытные пациенты обычно предпочитают получить информацию о
незнакомой медицинской процедуре, чтобы смягчить свою тревожность, тогда как опытные дети
предпочитают
готовиться особыми способами, которые могут помочь справиться с тяжелыми
процедурами (Dahlquist, 1999).
Методики обучения, помогающие справляться с болезнью и стрессом, включают различные
способы, такие как глубокое дыхание, отвлечение внимания, расслабление мышц, рассеянное
воображение, эмоциональное воображение и репетиция поведения. Например, детей могут попросить
представить себя супергероями при проверке их стойкости, подобно тому, как это представлял себе
Hosted by uCoz