Navigation bar
  Print document Start Previous page
 492 of 537 
Next page End  

или открытую агрессию и избежать конфликтов. Поэтому чтобы восстановить здоровые паттерны
коммуникации, часто требуются вмешательства, основанные на участии семьи (Shugar & Krueger, 1995).
Подключая к процессу лечения всю семью, психотерапевты могут адресовать свое внимание семейным
установкам относительно формы тела и идеальной фигуры, которые могут восприниматься подростком
как завуалированные, но критические оценки. Как только вес вернулся к приемлемому уровню и стала
возможной семейная поддержка, когнитивно-поведенческие методы, подобные описанным выше, могут
быть сосредоточены непосредственно на ригидных представлениях, самооценке и процессах
самоконтроля пациента.
Семейная терапия не предполагает в обязательном порядке, что все члены семьи приходят на
прием одновременно (совместная семейная терапия); иногда наилучшим подходом являются встречи
психолога с членами семьи порознь. Например, вместо того чтобы бороться с негативными паттернами
интеракций между членами семьи, такими как избежание конфликтов и образование семейных альянсов
(как это практиковалось в ранней работе Минухина и его коллег — Minuchin et al., 1978), психотерапевт
может побудить родителей проконтролировать паттерны питания своего подростка, с тем чтобы
предотвратить госпитализацию, может укрепить моральное состояние родителей и привлечь их к
последующей терапии. Фокусирование внимания на характере болезни и ее лечении помогает также
избежать дальнейшей критики ребенка и возложения вины на членов семьи (Dare & Eisler, 1997). Работа
с родителями отдельно от их дочерей-подростков (которая, разумеется, делает невозможной борьбу с
паттернами интеракций и альянсами) показала себя столь же эффективной, как и совместные методы, и
даже оказывается еще более полезной в случае семей с высоким уровнем критики и враждебности (Le
Grange, Eisler, Dare & Russell, 1992; Eisler et al., 1998, 2000).
Аналогичные результаты были получены в исследованиях, которые сочетали индивидуальную
амбулаторную психотерапию с семейной терапией. Сеансы амбулаторной индивидуальной и семейной
психотерапии в течение трех месяцев оказались столь же эффективными, как и интенсивное
стационарное лечение во время годичного последующего наблюдения за показателями прибавления в
весе, нормализацией менструаций и ключевыми психологическими переменными (Crisp et al., 1991).
Два года спустя группа, состоявшая из амбулаторных пациентов, которых лечили индивидуально, по-
прежнему чувствовала себя особенно хорошо (Gowers, Norton, Halek & Crisp, 1994).
Наиболее эффективные современные методы терапии в случае булимии включают в себя
когнитивно-поведенческое лечение, осуществляемое индивидуально или с привлечением семьи
(Bardone, Vohs, Abramson, Heatherton & Joiner, 2000; Fairburn, Jones, Peveler, Hope & O'Connor, 1993).
Когнитивно-поведенческие терапевты меняют модели пищевого поведения путем вознаграждения или
формирования адекватного поведения и помогают пациентам изменить искаженные или ригидные
паттерны мышления, которые могут способствовать их озабоченности едой. Когнитивно-поведенческая
психотерапия стала стандартным методом лечения нервной булимии и также образует теоретическую
базу для многих методов лечения анорексии (Garner & Needleman, 1997). Этот метод лечения является
оптимальным в случае пациентов, чей возраст не позволяет использовать семейную терапию и чьи
симптомы находятся в пределах от умеренных до тяжелых.
Клиническое применение когнитивно-поведенческой психотерапии было расширено с целью
выявления специфических факторов, которые порождают стремление к обжорству и очищению
желудочно-кишечного тракта; эта терапия также занимается основополагающими межличностными
вопросами, которые беспокоят некоторых пациентов. Целями когнитивно-поведенческой психотерапии
являются модификация патологических когнитивных установок
на значимость формы и веса тела и
замена попыток ограничить диету и очистить желудочно-кишечный тракт более нормальными
паттернами питания и физической активности (W. G. Johnson et al., 1996). Когнитивно-поведенческая
психотерапия при лечении булимии состоит из нескольких компонентов (Fairburn, Marcus & Wilson,
1993). Сначала пациентов обучают самостоятельному отслеживанию количества потребляемой ими
пищи и эпизодов обжорства и очищения, а также всех мыслей и чувств, которые провоцируют эти
эпизоды. Это обучение сочетается с регулярным взвешиванием; конкретными рекомендациями, как
достичь желаемых целей (такими как введение в рацион питания избегаемой пищи и планирование
меню с целью нормализации пищевого поведения и обуздания ограничивающей диеты); когнитивным
реструктурированием, нацеленным на выявление привычных ошибок в рассуждениях и
основополагающих допущений, связанных с развитием и сохранением расстройства питания; и
регулярным обзором и ревизией этих процедур, чтобы предотвратить рецидивы.
Некоторые факты свидетельствуют, что эффективность стандартной когнитивно-поведенческой
психотерапии может быть увеличена за счет дополнительных компонентов. Один из подходов —
Hosted by uCoz