Navigation bar
  Print document Start Previous page
 510 of 537 
Next page End  

регулировать эмоции может вызывать депрессию и страх, либо враждебность, агрессивность и
различные формы устойчивых негативных реакций.
Формирование представлений о себе и других людях. По мере взросления саморегуляция
эмоций и поведения ребенка, сохраняющего нормальное развитие, становится все менее зависимой от
воспитателя и все более автономной (родители часто пользуются расхожим выражением «ужасные два
года»). Развитие саморегуляции у малышей теперь зависит от применения усвоенных навыков в новых
ситуациях, что еще больше стимулирует процесс формирования представлений о себе и окружающих.
Очень важно, что в течение этого периода у детей появляются комплексные ментальные
репрезентации людей, взаимоотношений и мира в целом. Формирование взглядов о себе и своем
окружении происходит под влиянием родительского воспитания и контроля, благодаря которым дети
начинают проявлять благожелательное отношение к другим людям. Поскольку дети, испытывающие
жестокое обращение, лишены поддержки родителей, их эмоциональные и поведенческие проблемы
чаще всего возникают как следствие негативной оценки окружающих и негативной самооценки.
Репрезентативные и саморепрезентативные модели имеют очень большое значение, потому
что определяют переживания, знания и ожидания, которые дети переносят на новые ситуации. (Cicchetti
& Lynch, 1995). Например, вера ребенка в то, что мать всегда придет на помощь, когда в этом будет
необходимость, или убежденность в том, что он любим и достоин любви, формирует базовые
представления о себе и других людях, связи с окружающим миром и вызывает чувство благополучия
(Bretherton, 1990). Детям, испытавшим насилие, часто недостает таких базовых позитивных
представлений о самих себе и окружающем мире (Hartman & Burgess, 1989; Weinfield, Sroufe & Egeland,
2000). Вместо этого под воздействием чувства собственной неполноценности, самообвинений, стыда и
озлобленности у них могут формироваться негативные репрезентативные модели, что еще больше
ослабляет их способность регулировать свои эмоциональные реакции (М. Lewis, 1992).
Один мужчина, переживший в детстве сексуальное насилие, объясняет свое чувство
неполноценности следующим образом: «Я не мог представить, что кто-то меня любит. Я не мог
представить, что я кому-то нравлюсь или что кто-то хочет быть со мной. Общаясь с людьми, я не
чувствовал себя компетентным даже в тех вопросах, в которых хорошо разбирался» (Lisak, 1994, стр.
542).
Ощущение беспомощности и переживания измены, возникшее в детстве, оказывает решающее
воздействие на самооценку (Finkelhor & Browne, 1988). Когда ребенок ощущает свою беспомощность,
его воля оказывается парализованной, а вера в собственные силы подорванной, что зачастую приводит к
появлению страхов, беспокойства и депрессии. «Мне кажется, что весь мир — это зло, которое хочет
поглотить меня, и я почти ничего не могу сделать, чтобы защититься от него», так передает свое
мировосприятие мужчина, переживший в детстве насилие (Lisak, 1994, стр. 533).
Вера в себя может быть подорвана физическим насилием, вербальной агрессией или отсутствием
родительской заботы, которые обесценивают ребенка как личность. Переживание предательства может
также ослаблять веру в себя, подорванную человеком, от которого зависел ребенок. Последствия
насилия могут проявиться лишь долгие годы спустя, когда человек достигает возраста, в котором
детские переживания трансформируются в самообвинения и ощущение беспомощности (L. M. Williams,
1994).
Ниже мы приводим типичные переживания людей, испытавших в детстве сексуальное насилие.
Они описывают то, как были подорваны их чувства безопасности и уверенности в себе (Sas et al, 1993,
стр. 63):
«Я боялся, что отец убьет мою мать, если узнает о том, что мы с матерью рассказали о его
насилии другим людям».
«В детстве меня развратил один мужчина. Меня это смущало и очень тревожило, особенно
когда я был мальчиком. Я опасался, что люди подумают, будто я голубой, и был уверен, что мои
родители мне не поверят».
Эмоциональные реакции, вызванные грубым наказанием или сексуальной эксплуатацией,
заставляют ребенка искать ответ на вопрос: «Почему это случилось со мной?» Размышляя об этом, он
может брать на себя ответственность и испытывать чувство вины за случившееся. Приведенные цитаты
иллюстрируют то, как дети, подвергающиеся сексуальным оскорблениям, чувствуют себя
ответственными за неспособность понять причины насилия, не хотят в нем участвовать и опасаются
реакции родителей в случае разоблачения. Им не удается избегать насилия или контролировать
Hosted by uCoz