Navigation bar
  Print document Start Previous page
 511 of 537 
Next page End  

ситуацию, поэтому они оказываются беззащитными. Вместо того чтобы признать вину за родителями
или другими людьми, совершившими насилие, некоторые дети могут приписывать насильнику благие
намерения, пытаясь связать возникшие в семье проблемы и разрыв отношений с другими людьми.
Возлагая вину на себя или приписывая ее ситуативным факторам, дети оправдывают родителей,
придумывая более «приемлемое» объяснение (McGee, Wolfe & Olson, in press). Иллюстрацией этому
могут служить самообвинения мужчины, пережившего в детстве насилие: «Мне пришлось искать смысл
в том, что происходило. Я пришел к выводу, что я не очень хороший человек. Со мной было что-то не
так, и я отличался от других людей» (Lisak, 1994, стр. 541).
Девочки и мальчики, как правило, по-разному переживают насилие и жестокое обращение:
девочки испытывают чувство вины и стыд (Alessandri & Lewis, 1996; Hazzard, Celano, Gould, Lawry &
Webb, 1995; D. A. Wolfe, Sas & Wekerle, 1994); мальчики чаще проявляют повышенную вербальную и
физическую агрессивность (S. J. Kaplan, Pelkovitz & Labruna, 1999; Scerbo & Kolko, 1995).
Проблемы школьной адаптации и взаимодействия со сверстниками. Неудивительно, что
общаясь со сверстниками и учителями, дети, подвергающиеся жестокому обращению, реализуют те
модели поведения, которые отражают наиболее значимые для них принципы взаимоотношений
(Cicchetti & Lynch, 1995). При взаимодействии со сверстниками они не проявляют самостоятельности и
самоуважения, а склонны попеременно играть роли агрессора и жертвы (Dodge, Pettit & Bates, 1994a).
Их стратегия адаптации, связанная с чрезмерной бдительностью и страхом, обусловливает высокую
реактивность в случае угрозы или опасности. Подобные стратегии, однако, противоречат школьным
требованиям и вызывают проблемы при взаимодействии со сверстниками. В результате некоторые дети,
испытывающие жестокое обращение, особенно те, которые оказались лишены родительской заботы или
подверглись насилию, концентрируют внимание на агрессивных стимулах и неправильно
интерпретируют намерения своих сверстников и учителей, как более враждебные, чем они являются в
действительности (Dodge et al, 1994a).
Развитие навыков распознавания чужих эмоций в дошкольный период (так называемая
социальная чувствительность) - необходимое условие для налаживания хороших взаимоотношений со
сверстниками. Дети, подвергающиеся физическому насилию и лишенные родительской заботы, плохо
распознают дистресс у других людей и неадекватно на него реагируют, поскольку не имеют опыта
сопереживания (Sinetana et al., 1999). Вот как 2-летний мальчик, перенесший физическое насилие со
стороны родителей, отреагировал на плачущего ребенка:
Увидев плачущую девочку, мальчик отвернулся от нее и, глядя в землю, стал восклицать с
нарастающей громкостью: «Брось! Брось! Брось!» Затем он начал похлопывать девочку по спине, но
когда это похлопывание стало ее беспокоить, отошел в сторону, нашептывая что-то и скаля зубы.
Чуть переждав, мальчик снова принялся хлопать плачущего ребенка по спине, но на этот раз его
похлопывание превратилось в битье. Он продолжал бить маленькую девочку, несмотря на ее крики
(Main & Goldwyn, 1984, стр. 207).
Годовалый Томас, подвергшийся насилию, проявляет признаки чрезмерного страха, когда он
слышит, как где-то поблизости плачет ребенок:
Внезапно Томас вздрогнул и испугался. Улыбка застыла на его лице, спина выпрямилась, а рука
неподвижно замерла в воздухе. Раздававшийся неподалеку детский плач словно бы заколдовал его и
превратил в статую. Вскоре плач затих, и Томас как будто ожил. Он что-то забормотал себе под нос
и вновь принялся играть в песочнице (Main & George, 1985, стр. 410).
Эти цитаты иллюстрируют недостаточную социальную чувствительность и неадекватную,
возникающую по модели «жертва— палач» реакцию на дистресс у сверстников. Как показано на рис.
14.2, дети, не подвергающиеся насилию, в процессе исследований проявляли сочувствие и пытались
утешить сверстника, находящегося в состоянии дистресса. Но ни один из детей, испытывающих
жестокое обращение, не проявил сочувствия к плачущему ребенку. Более того, дистресс у сверстника
вызывал у таких детей во многих случаях страх, физическую агрессию и озлобленность. Нетрудно
заметить, что подобные реакции связаны с негативным опытом детей, испытывающих жестокое
обращение.
Малыши,
Малыши, не
Hosted by uCoz