Navigation bar
  Print document Start Previous page
 512 of 537 
Next page End  

подвергшиеся
насилию, %
подвергшиеся
насилию, %
Сочувствие, печаль
44
63
Интерес,
рассматривание,
«механические»
успокаивающие жесты.
30
Страх
21
7
Угрозы, озлобленность,
физическая агрессия
35
Рис. 14.2. Реакции малышей в детском саду на дистресс, возникающий у сверстников (Main &
George, 1985).
При взаимодействии со сверстниками у детей, испытывающих жестокое обращение,
наблюдаются два типа поведенческих паттернов (Cicchetti & Lynch, 1995). Во-первых, для таких детей
характерна физическая и вербальная агрессивность по отношению к своим сверстникам (S. J. Kaplan et
al., 1999; R. S. Feldman et al., 1995). Дружеские проявления сверстников или признаки дистресса у
других детей часто вызывают у них агрессивные и озлобленные реакции (Shields & Cicchetti, 1998).
Понятно, что такие дети менее популярны, их социальные отношения нетипичны и отмечены
агрессивностью и склонностью концентрировать внимание на негативных аспектах действительности;
следует отметить, что эти качества со временем усиливаются (Haskett & Kistner, 1991). Дети,
подвергшиеся насилию и лишенные родительской заботы, имеют тенденцию приписывать другим
людям враждебные намерения. Кроме того, они испытывают недостаток навыков распознавания чужих
эмоций и навыков социального взаимодействия. Неудивительно, что такие дети отвергаются
сверстниками.
Второй тип поведенческих паттернов выражается в том, что испытывающие жестокое обращение
дети, особенно те из них, которые лишены родительской заботы, отвергают взаимоотношения со
сверстниками или избегают их (Dodge et al., 1994; Hoffman-Plotkin & Twentyman, 1984). Лишенные
родительской заботы дети дошкольного и школьного возраста, как правило, остаются в изоляции и
пассивно ведут себя, когда у них возникает возможность поиграть с другими детьми (Crittenden, 1992).
Они редко открыто проявляют чувства или затевают игру со своими матерями или сверстниками
(Haskett & Kistner, 1991; Milan & Pinderhughes, 2000).
У детей, лишенных родительской заботы, возникает много серьезных проблем в школе. Они
хуже выполняют задания по чтению, языку и математике, по сравнению с детьми, страдающими от
других типов жестокого обращения (Eckenrode, Laird & Doris, 1993; Kurtz, Gaudin, Wodarski & Howing,
1993). Учителя, не знающие, в какой среде они воспитывались, отзываются о них, как о детях, которым
недостает зрелости и академических навыков. Кроме того, описания учителей свидетельствуют о том,
что у них возникают проблемы с выполнением школьных заданий; для них также характерны
отсутствие инициативы, слишком сильная зависимость от помощи учителей, агрессивность по
отношению к сверстникам и нежелание общаться с ними (Erikson et al., 1989) Низкий уровень
адаптации может сохраняться, что приводит к повышенному риску появления личностных расстройств
в возрасте 20-25 лет (J. J. Johnson, Smailes, Cohen, Brown & Bernstein, 2000).
Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, также испытывают проблемы школьной адаптации
и взаимодействия со сверстниками, хотя данные проблемы могут иметь различные формы проявления.
Учителя, не подозревающие о том, что произошло с этими детьми, описывают их как более тревожных,
невнимательных, непопулярных и сохраняющих меньше независимости и самоконтроля при
выполнении школьной работы по сравнению с другими учениками (Erikson et
al., 1989). Дети,
испытавшие сексуальное насилие, плохо справляются с выполнением школьных заданий и не могут
сосредоточиться на них, они начинают часто прогуливать школу, учителя считают их застенчивыми и
тревожными (Trickett, McBride-Chang & Putnam, 1994).
Психопатология и последствия, возникающие в зрелом возрасте
Тело довольно быстро поправляется. Израненная душа излечивается дольше всего.
Из высказываний взрослого человека, пережившего в детстве сексуальное насилие
Hosted by uCoz