Navigation bar
  Print document Start Previous page
 515 of 537 
Next page End  

котором начинает вырабатываться кортизол, так что в конце концов кортизол начинает вырабатываться
при незначительном повышении активности мозга. Нейроэндокринная система становится очень
чувствительной к стрессу, такие же симптомы проявляются и у людей, перенесших посттравматическое
стрессовое расстройство (De Bellis, Burke, Trickett & Putnam, 1996; De Bellis, Keshavan, Spencer & Hall,
2000).
Сексуальная адаптация. Сексуальное насилие может привести к травматической
сексуализации (traumatic sexualization), когда сексуальный опыт детей не соответствует уровню
развития, а их поведение становится неприемлемым. Около 35% дошкольников, подвергшихся
сексуальному насилию, проявляют признаки повышенной сексуальности, они целуются с открытым
ртом, мастурбируют у всех на виду или обнажают свои гениталии (Cosentino, Meyer-Bahlburg, Alpert,
Weinberg & Gaines, 1995; Friedrich, Jaworski, Huxsahl & Bengston, 1997). Эти признаки травматической
сексуализации чаще возникают после ситуаций, когда взрослый провоцировал ребенка заниматься
сексом, либо ребенка обманом или силой вынудили участвовать в половом акте (Finkelhor & Browne,
1988).
Перенесенное насилие или ситуации, в которых преступник с помощью подарков, ласки и
особого внимания вынуждал детей заниматься сексом, научили детей тому, что сексуальное поведение
— средство к достижению цели. Поэтому такие дети открыто проявляют сексуальность в
межличностных отношениях, они могут беспорядочно обнимать и целовать незнакомых взрослых и
детей. Подобное поведение нетипично для детей, не подвергавшихся сексуальному насилию (Cosentino
et al., 1995). У некоторых детей, перенесших насилие, секс начинает ассоциироваться с сильными
эмоциями, такими как страх, отвращение, стыд и смятение. Эти ощущения переходят в искаженные
представления о теле и сексуальности, и в некоторых случаях у ребенка в дальнейшем возникают
проблемы с весом, расстройства приема пищи, ребенок, взрослея, перестает заботиться о своем
физическом здоровье и ведет физически деструктивный образ жизни (Springs & Friedrich, 1992).
Хотя сексуализированное поведение больше распространено среди маленьких детей,
подвергшихся насилию, оно иногда вновь проявляется в подростковом возрасте в форме половой
распущенности и проституции, сексуальной агрессии и издевательств над другими людьми (Beitchman
et al., 1992; Kendall-Tackett, Williams & Finkelhor, 1993). Любые виды насилия над мальчиками являются
значительными факторами риска неприемлемого сексуального поведения отчуждения и социальной
некомпетентности в подростковом возрасте (Haviland, Sonne & Woods, 1995; D. A. Wolfe, Scott, Wekerle
& Pittman, 2001). У женщин, подвергшихся в детстве сексуальному насилию, очень часто возникают
трудности, связанные с сексуальной адаптацией, они редко достигают сексуального возбуждения, часто
внезапно вспоминают о своем детстве, испытывают тревогу, чувство вины и низко оценивают себя и
свою сексуальность (J. L. Davis & Petretic-Jackson, 2000; Meston & Heiman, 2000).
У детей, подвергшихся сексуальному насилию, нарушено нормальное развитие самосознания,
они испытывают недостаток навыков и самозащиты. Повзрослев, они неадекватно оценивают
рискованные
ситуации и связи, не знают, как реагировать на нежелательное сексуальное заигрывание
или внимание к их телу. Поэтому такие люди в зрелом возрасте могут с большой долей вероятности
оказаться жертвой изнасилования или насилия в семье (Kendall-Tackett et al., 1993; Tyler, Hoyt &
Whitbeck, 2000).
Преступное и антисоциальное поведение. Действительно ли жестокое обращение порождает
насилие, как описывает гипотеза, о которой мы говорили выше? Хотя многие люди, осужденные за
отвратительные преступления и жестокое обращение с детьми, зачастую сами в детстве подвергались
насилию или были лишены родительской заботы, большинство изнасилованных детей не вырастает
преступниками и не совершает преступлений. Как мы можем объяснить эту сложную, но все же
очевидную взаимосвязь между жертвой и преступником?
Давайте обратимся к подростковому возрасту и посмотрим, какое значение он имеет для
развития и формирования человека. Эта стадия играет решающую роль в процессе превращения жертвы
насилия и жестокого обращения в детстве в насильника или, наоборот, жертву насилия в зрелом
возрасте (D. А. Wolfe, Wekerle & Scott, 1997). Встречи с друзьями и подругами — излюбленное
времяпрепровождение подростков, когда они могут проверить на практике свои знания и ожидания,
связанные с социальным взаимодействием, и разыграть усвоенные роли. У подростков, выросших в
обстановке семейного насилия и устрашения, не усвоивших альтернативные ролевые модели
поведения, при взаимодействии часто возникают неприемлемые ожидания относительно своих
сверстников. Действительно, подростки (как девочки, так и мальчики), испытывавшие дома жестокое
обращение, — в особенности те, кто подвергался словесным оскорблениям и угрозам, — проявляют
Hosted by uCoz