Navigation bar
  Print document Start Previous page
 520 of 537 
Next page End  

раздражительными, испытывают постоянные стрессы и предпочитают избегать возможных источников
поддержки, потому что для установления социальных взаимоотношений нужны энергия и навыки,
которыми они не обладают. Хронические физические недомогания и постоянное чувство
неудовлетворенности -- их самые распространенные жалобы, вполне понятные, учитывая их
обстоятельства и ограниченные возможности справиться с ними.
Личностные характеристики взрослых. Эпизоды жестокого обращения с детьми не возникают
случайно, но они, как правило, не являются заранее спланированными и преднамеренными актами.
Иллюстрацией этому служит признание женщины, которая проявляла жестокость к своим детям:
«Я чувствовала, что теряю контроль. Все мои действия приводили к тому, что во мне
постоянно нарастало напряжение. Пытаясь успокоить своих детей, я начинала кричать на них. Я
хотела избавиться от раздражения, но оно не оставляло меня. Я просто стремилась к тому, чтобы
это сумасшествие прекратилось».
Ряд негативных событий, нарастающая динамика которых подобна цепной реакции, может
провоцировать предрасположенных к насилию родителей к жестоким действиям по отношению к своим
детям. Большинство этих событий имеют один общий фактор: они вызывают дополнительный стресс у
человека, уже исчерпавшего свои резервы.
Поскольку обычно случаи жестокого обращения возникают, когда родителям нужно добиться
чего-либо от ребенка, неудивительно, что такие родители реже общаются со своими детьми в процессе
их повседневной деятельности. В целом, безучастные родители, не оказывающие ребенку должной
заботы, активно избегают общения со своими детьми, даже когда ребенок вполне приемлемо старается
привлечь к себе их внимание. Чаще всего такая ситуация возникает из-за того, что родители не владеют
навыками социального взаимодействия, и оно им даже неприятно. Родители, прибегающие к
физическому насилию, более склонны к частым угрозам и жестким приказаниям, чем к использованию
позитивных способов воспитания, таких как наставление и похвала (Azar & Wolfe, 1998).
Давайте вернемся к ситуации Бренды и рассмотрим, как усвоенные в детстве методы воспитания
привели к жестокому обращению с собственным ребенком. Когда ее сын вел себя плохо, она
эмоционально и физически угрожала ему, поскольку эти методы были ей хорошо знакомы. Сначала
страх перед физическим наказанием останавливал Мильтона, но со временем эти методы перестали
действовать, и Бренде пришлось усиливать наказания, а ребенок все неохотнее стал ее слушаться
(Patterson & Cobb, 1973).
Ее когнитивное восприятие и искажение событий также играло значительную роль в процессе
принуждения. Из-за нарушений процессов обработки информации (information-processing
disturbances), родители, жестоко обращающиеся с детьми, неправильно воспринимают обычные
детские поступки, неприемлемо и агрессивно ведут себя по отношению к детям (Azar, 1997; Milner,
1993). Эти родители не имеют должного представления о своей роли и о том, какое поведение
характерно для ребенка на данном уровне развития. Бренда считала, что ее четырехлетний сын должен
понимать мысли и чувства матери и уметь ставить ее потребности выше собственных.
Со временем Бренда стала думать, что Мильтон сознательно не слушался ее, так как в душе,
вероятно, она верила, что он должен был уже знать, как «хорошо» вести себя («я не могу заставить его
слушаться: он создает проблемы и специально действует мне на нервы»). Некоторые родители
применяют те же самые ошибочные методы рассуждения к самим себе, что приводит к снижению
самооценки («я — плохая мать; другие матери могут заставить своих детей слушаться»). Такие
нереалистичные ожидания и негативные внутренние атрибуции приводят к тому, что родители строго
наказывают ребенка за дурные поступки и реже используют в воспитании объяснения и позитивные
методы обучения (Azar & Wolfe, 1998). Они считают, что дети заслуживают сурового наказания, и его
применение необходимо для поддержания контроля. Но, как вы теперь видите, подобные рассуждения
могут иметь негативные последствия. Родители, безучастно относящиеся к детям и лишающие их своей
заботы, гораздо реже привлекают внимание исследователей, чем родители, применяющие к детям
физическое насилие. Вполне вероятно, что отсутствие приемлемого поведения труднее описать и
различить, чем совершение поступков. Хотя личностные характеристики и образ жизни родителей
обеих групп во многом совпадают, в целом безучастные родители страдают от более серьезных
личностных расстройств, они неадекватно представляют себе потребности детей и чаще страдают от
социальной изоляции, чем нормальные родители или родители, прибегающие к насилию (Games,
Sangrund, Green & Power, 1978; D. A. Wolfe, 1985). Более того, безучастные родители и опекуны в
Hosted by uCoz