Navigation bar
  Print document Start Previous page
 529 of 537 
Next page End  

дочь тоже иногда себя так ведет. Дети не всегда бывают послушны». Бренда, уже хорошо знакомая с
таким поведением Мильтона, решила, что ситуация безнадежна. «Теперь вы знаете, с чем мне
пришлось иметь дело!» — ответила она. Весело защищаясь, я сказала, что такие ситуации не так уж
легко объяснить, вот почему так важно сохранять спокойствие и не тешить себя мыслями о том,
что Мильтон сразу станет послушным ребенком. Я иронично напомнила ей закон Мерфи о поведении
детей: «Все, что может произойти не так — произойдет», и его следствие: «То. что сработало один
раз, не обязательно будет срабатывать всегда!»
Испытав несколько подобных неудач, мы выяснили, что семейные проблемы, которые случаются
вне зависимости от того, планируем мы их или нет, позволяют родителям приобретать необходимые
для воспитания навыки. Такие ситуации используются для того, чтобы научить родителей вести себя
спокойно, но твердо. Терапевты учат родителей выражать разочарование и досаду, но без проявления
насилия и грубости. Затем происходит совместное обсуждение ситуации и вырабатываются модели
поведения для разрешения возникших проблем. Постепенно родители учатся заменять физическое
наказание или апатию более позитивными подходами. Этот процесс требует времени, поэтому нужно
учитывать то, что родители могут испытывать разочарование и нетерпение. В целом, оценивая
вмешательства, направленные на устранение физического насилия и жестокого обращения с детьми,
нужно отметить, что когнитивно-бихевиоральные методы оказываются наиболее эффективными, и на
это есть несколько причин (Corcoran, 2000; Hansen, Warner-Rogers & Hecht, 1998). Самое важное то, что
эти методы более эффективны по сравнению со стандартными защитными вмешательствами,
включающими короткое консультирование и мониторинг, так как они изменяют поведение родителей,
помогают родителям обойтись без применения силы, и позволяют им выработать приемлемые методы
воспитания и навыки самоконтроля. Для того чтобы развить у родителей базовые навыки воспитания,
применяются такие техники, как релаксация и тренинг навыков самоконтроля, когнитивная
реструктуризация (помогающая адекватно понимать детское поведение), тренинг разрешения проблем и
тренинг контроля стресса и гнева. Эти виды тренинга чаще всего сочетаются со структурным
тренингом. По отдельности или в сочетании с другими методиками эти техники с успехом применялись
для обучения родителей, склонных к жестокости и безучастных к потребностям детей. С их помощью
родителей обучали справляться с различными ситуациями и решать проблемы воспитания (Fantuzzo,
Wray, Hall, Goins & Azar, 1986; Kolko, 1996; D. A. Wolfe & Wekerle, 1993).
Кроме обучения новым способам стимуляции детского развития и структурирования
деятельности детей, родители, безучастно относящиеся к ребенку, часто нуждаются в базовом
образовании и помощи, чтобы справиться с повседневными требованиями, такими как финансовое
планирование и чистота в доме. С помощью таких программ, как «Проект 12 способов» (Project 12
ways) (Lutzker, Bigelow, Doctor, Gershater & Greene, 1998), организуются многокомпонентные
вмешательства для решения различных проблем в неблагополучных семьях, в которых родители не
заботятся о детях. Эти вмешательства включают супружеское консультирование, финансовое
планирование, обучение наведению порядка в доме (R. V. Campbell, О'Brien, Bickett & Lutzker, 1983;
Wesch & Lutzker, 1991).
Детей, перенесших насилие или лишенных родительской заботы, реже подвергают терапии, чем
родителей, в основном из-за того, что основную тревогу вызывает прежде всего поведение родителей.
Мы видели, однако, что дети, испытавшие на себе жестокое обращение, часто отстают в развитии, и
поэтому их адаптации должно уделяться особое внимание. Программа Джона Фантуццо и его коллег
дает отличный пример вмешательства, направленного на развитие навыков взаимодействия у детей,
подвергавшихся жестокому обращению. Во время занятий проводилась терапия с участием
сверстников, обладавших развитыми навыками позитивной игры и не подвергавшихся жестокому
обращению, которые действовали в паре с необщительными и замкнутыми детьми (S. Davis & Fantuzzo,
1989; Fantuzzo, Stovall, Schachtel, Goins & Hall, 1987; Fantuzzo et al., 1988, 1996).
В этой программе играм отводится особенно важная роль, так как в игре маленькие дети могут
развить навыки установления взаимоотношений со сверстниками. Компетентных «игроков» поощряют
взаимодействовать с менее компетентными, и при этом роль взрослых в игре сводится к минимуму. В
результате дети, склонные к замкнутости, получают новый опыт, они становятся объектом внимания
другого ребенка и сопереживают тактике коммуникабельного ребенка, когда тот пытается организовать
игру или уладить отношения с другими (Fantuzzo et al., 1996)
Результаты этой серии исследований впечатляют: по сравнению с контрольной группой у
замкнутых детей, подвергавшихся жестокому обращению и лишенных родительской заботы,
Hosted by uCoz