Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 537 
Next page End  

стимулом, если его достаточное число раз сочетать с событием, которое уже вызывает у объекта
определенную реакцию. Парные связи могут помочь объяснить причины ряда проблем, связанных с
привязанностью у детей и подростков, хотя мы обычно не знаем, какой была первоначальная
ассоциативная связь. Вдобавок, одновременно могут действовать несколько парадигм научения. По
этой причине распространены дуальные объяснения нежелательного поведения (т. е. комбинации
особенностей как оперантного, так и классического обусловливания).
Вернувшись к трудностям Джейка, представим себе, что он связывает чтение (нейтральное
событие) с унижением или тревогой (безусловный стимул), и это заставляет его избегать негативно
окрашенной деятельности. В свою очередь, такой выход из положения вызывает уже собственный ряд
последствий: тревога мальчика уменьшается, и он избавляется от ощущения униженности. Этот анализ
учитывает как инструментальное, так и респондентное обусловливание в качестве составной части
предыстории обучения Джейка. Можете ли вы предложить возможные изменения среды или связей,
которые модифицировали бы поведение Джейка желательным образом?
Социальное научение и когнитивная способность. Объяснения с точки зрения социального
научения рассматривают не только проявленное поведение, такое как школьные трудности Джейка, но
также роль возможных когнитивных посредников, которые могут влиять прямо или косвенно на
подобное поведение. Согласно объяснению теории социального научения, предложенному Албертом
Бандурой (Bandura, 1977, 1986), поведение может усваиваться не только за счет оперантного и
классического обусловливания, но также косвенно, путем обсервационного (викарного) научения. Дети
могут усваивать новую модель поведения, просто наблюдая за тем, как ей следует другой человек —
без явного подкрепления или практики.
Социальное научение также включает в себя социальное познание при усвоении и желательного,
и нежелательного поведения. Социальное познание связано с размышлениями детей о себе и
окружающих и способствует формированию представлений о себе, об окружающем социальном мире и
о своих отношениях с этим миром. Представления эти не фиксированы, они постоянно обновляются
благодаря процессу созревания и социальным интеракциям (Noam, Chandler & LaLonde, 1995).
Непрерывное когнитивное развитие детей в таких областях, как логика, решение социальных задач и
произведение атрибуций, помогает им осмыслять себя и свое отношение к социальному окружению.
Кроме того, социально-наученческая и социально-когнитивная точки зрения учитывают роль аффекта и
важность контекстуальных переменных (например, семьи и сверстников) как для возникновения, так и
для закрепления проблемного поведения (Lemerise & Arsenio, 2000).
Подобно индивидуальным различиям в темпераменте и эмоциональной регуляции, существуют
глубокие различия в способах обработки информации и осмысления окружающего мира. Как и
взрослым, детям присуще естественное желание оценивать свое поведение или деятельность в разных
обстоятельствах, особенно когда они связаны с возможностью поражения или опасностью. У некоторых
детей, подростков и взрослых такая самооценка может быть основана на ложных представлениях или
искажениях; у других же атрибутивная погрешность, касающаяся собственных способностей или
чужих намерений, вызывает шаблонную интерпретацию событий, которая соответствует уже
существующему у них представлению о себе или окружающих («Я получил высокую отметку по
математике потому, что экзамен был слишком легким»; «Он — дурак, поэтому кому какое дело, если я
над ним поиздеваюсь?») (Dodge & Schwartz, 1997).
После того как обсервационное научение было впервые описано в начале 1960-х гг.,
когнитивные модели стали более содержательными и сложными, и мы часто будем прибегать к их
помощи. Когнитивные искажения, недостаточное когнитивное опосредование и атрибутивные стили
являются важными детерминантами развития поведенческих и эмоциональных проблем (Crick & Dodge,
1994).
Итоги раздела
- Эмоциональная реактивность и регуляция являются важнейшими аспектами раннего и
последующего развития, влияя на качество социальных интеракций детей и их отношения с социальной
средой на протяжении всей жизни.
- Три основные подхода к патологическому поведению, основанные на принципах научения,
опираются на прикладной анализ поведения, принципы классического обусловливания, а также теорию
социального научения и социального познания. Последние теории придают большее значение
когнитивным процессам, сопутствующим проявленному поведению или предваряющим его.
Hosted by uCoz