Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 537 
Next page End  

ребенком (они влияют на ребенка, а он — на них) очень важны для понимания характера конкретных
проблем — жестокого обращения с ребенком и безразличия, расстройства аппетита и многих других.
Эволюция и привязанность
Изучение патологического развитая многим обязано экстенсивной работе с животными,
отчетливо показавшей, насколько важна для эмоционального здоровья ребенка ранняя привязанность к
родителю. Боулби (Bowlby, 1973, 1988) объединил аспекты эволюционной биологии с существующими
психодинамическими концепциями раннего опыта, создав свою теорию привязанности.
Привязанностью называют процесс установления и поддержания эмоциональной связи с родителями
или другими эмоционально значимыми опекунами. Этот процесс происходит непрерывно, начинаясь,
как правило, между 6-м и 12-м месяцами жизни, и обеспечивает младенцев надежной устойчивой базой,
опираясь на которую они могут исследовать и познавать окружающий мир (Waters, Merrick et al., 2000).
В теории привязанности инстинктивное поведение не является строго предопределенным —
скорее, благодаря научению и обратной связи, корректирующей цель, оно организуется в виде гибких,
ориентированных на цель систем. Младенцы, по словам Боулби, «преадаптированы» к тому, чтобы
совершать действия, обогащающие отношения, такие как ориентирование, улыбки, плач, цепляние,
подача сигналов и (когда они учатся передвигаться) поиск контакта. Однако чтобы выжить, младенцы
должны привязаться к какому-то определенному человеку, который доступен и склонен откликаться на
их потребности. Взрослым также присущи поведенческие реакции, которые обеспечивают
привязанность, удовлетворяют потребности младенца и дополняют его реакции откликом — улыбками,
прикосновениями, объятиями и покачиваниями.
Развивающиеся отношения младенец — родитель помогают ребенку управлять поведением и
эмоциями, особенно в условиях опасности или стресса. Соответственно, привязанность выполняет
важную функцию снятия стресса. Младенца побуждают поддерживать равновесие между желанием
сохранить знакомое и стремлением получать, исследовать и использовать новую информацию.
Уверенность в собственных силах растет, когда объект привязанности обеспечивает надежную базу для
подобного исследования (Bretherton, 1995). Кроме того, на основе этих первых важнейших связей у
ребенка формируется
внутренняя рабочая модель отношений образ того, что он ожидает от
окружающих и как он к ним относится. В табл. 2.2 представлены три основных организованных
паттерна привязанности, а также их теоретические и эмпирические связи с различными формами
психопатологии. Однако помните, что особенности привязанности составляют только один аспект
отношений между людьми (Rutter & Stroufe, 2000).
Таблица 2.2. Типы привязанности и их связь с патологическими исходами
Тип
привязанности
Поведение в необычной
ситуации*
Влияние на отношения
Возможный
патологический исход
Надежная
Младенец охотно отходит
от родителя и с
удовольствием познает
мир. Когда младенец
опасается незнакомца или
огорчен разлукой, он ищет
контакта с родителем;
затем, найдя его,
возвращается к начатым
исследованиям и игре
Люди, у которых была
сформирована надежная
ранняя привязанность,
обычно стремятся к
прочным отношениям,
обеспечивающим
поддержку, и эффективно
их используют
Хотя люди, имеющие
надежную привязанность,
могут испытывать
психологический
дистресс, их стратегия
построения отношений
выполняет функцию,
защищающую от
патологических исходов
Ненадежная:
тревожный,
отчужденный
тип
Младенец занят
исследованиями, но его
интеракции с родителем
мало аффективны.
Младенец проявляет малую
настороженность по
отношению к незнакомцам
и, как правило,
расстраивается, только
В детстве и зрелости люди
с ненадежным,
отчужденным паттерном
ранней привязанности
обычно маскируют
эмоциональную
экспрессию. Они часто
считают себя
неуязвимыми для
Расстройства поведения;
агрессивное поведение;
депрессивные симптомы
(обычно как следствие
неуверенности в себе)
Hosted by uCoz